Искусство фотографии. На главную

 


Глава IV. Выразительные приёмы

Живописность

... фотографического произведения достигается единством, взаимосвязью и динамикой цвета, цветовой гармонией. Цвет, естественно, не может быть оторван от цветотени, т.е. от расположения светлого и темного на снимке. Цветная фотография вбирает в себя многовековой опыт живописи, хотя и предъявляет фотографам новые требования, вытекающие из фотографической специфики. Теория живописи глубоко разработана, а в области цветной фотографии делаются еще только первые шаги.

Поэтому полезно остановиться на некоторых принципах формообразования в живописи. Из многочисленных принципов выразительности можно выделить принцип светового контраста, который играет огромную роль в выражении остродраматической ситуации. Этим приемом широко пользуются в искусстве, так как он построен на столкновении противоположностей, пусть то будут контрастные цвета, формы, звуки, движения, поступки, выраженные словами мнения людей.

Конечно, контраст — это формальный прием, который никогда не используется для украшательства произведения. Он применяется только там, где этого требует замысел, идея произведения. Прибегая к контрасту, фотограф учитывает в какой-то степени законы, разработанные в цветоведении. Но это не значит, что использование контраста сводится к сопоставлению светлого и темного или к сопоставлению противоположных цветов — красного, синего и т.д. Контраст в фотографии — это понятие многообразное. Оно касается самых различных цветов, оттенков, различных участков освещенности и т.д.

Увеличить...

Итак, при помощи цветового контраста решаются не только задачи противопоставления. Это частный случай, продиктованный конкретной драматургией. Под контрастом понимается не только противоположность, полярность, но и изменение в звучании одного цвета, находящегося рядом с другими.

Например, красный цвет, соприкасаясь с зеленым, кажется более насыщенным, темный рядом со светлым кажется еще темнее и т.д. Благодаря контрасту в цветном фотопроизведении один предмет выделяется на фоне другого, акцентируется внимание зрителя на наиболее важной части композиции, подчеркивается звучание одного цвета при помощи других.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.