Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Жанровая фотография. Часть 1

Большое место в современной фотографии занимают жанровые снимки. Чем характеризуются жанровые снимки, как они снимаются? Попытки классификации жанровой фотографии показывают, что объем и тематика осваиваемого материала являются основными критериями для определения жанров. Бывает трудно разграничить, к какому жанру отнести тот или иной снимок. Подчас оба несут в себе информацию.

Но в одном случае информация является социально значимой, относящейся к важным, принципиальным и глубинным вопросам общественной жизни, в другом случае является частным событием, не захватывающим больших и сложных тем. Снимки, отражающие значимые события, т.е. несущие в себе большой объем жизненного материала и информации, чаще бывают сняты репортажным методом.

Увеличить...

Но когда на снимке изображен частный эпизод, отдельная сценка из повседневной жизни, не отражающая какого-то значительного явления или события, хотя снимок сделан репортажно, то его более справедливо отнести к жанровым снимкам. Таким образом, жанровая фотография, как правило, носит более интимный характер.

Картина повседневной жизни современного советского человека — это «насыщенная жизнь, центр которой — созидательный труд, его героика. Разносторонняя общественная деятельность. Богатый душевный мир нашего современника. Лирика. Семья. Дети. В результате границы современной жанровой фотографии расширяются, она наполняется новым содержанием.

Увеличить...

Наши мастера отыскивают и разрабатывают жанровые сюжеты внутри масштабных событий, на производстве, во всей многообразной деятельности человека, поскольку в наши дни бывает крайне непросто определить для человека, живущего по крупному счету, где кончается его общественная и трудовая деятельность и где начинается так называемое «личное» (* Дыко Л. П. Некоторые тенденции развития фотографии. — Советское фото, 1973, № 5, с. 25).

Снимки, сделанные репортажно, показывающие события повседневной жизни человека, являются ведущими в жанровой фотографии. По меткому определению В. В. Стасова, «жанр — живая современность». Прекрасный снимок «Нефть Сибири» работы А. Птицына свидетельствует о возросшем уровне мастерства наших фотожурналистов, успешно применяющих сложные приемы художественного фотографического языка для образного решения важнейших тем.

Энергетика всегда занимала и занимает ведущее место в народном хозяйстве страны. Эта тема прекрасно решена на снимке. Руки нефтяника... «Пригоршня» только что добытой нефти. И на ее зеркальной поверхности отчетливо видна буровая вышка. Фотография «Нефть Сибири» может служить примером высокой образности, достигнутой художником-фотографом.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.