Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Заключение. Часть 2

При портретной съемке большое значение имеет фон. Он не должен быть контрастным. Фоном может быть небо, стена дома и т.д. Если снимать в тени деревьев в солнечный день, то солнечные лучи, пробиваясь сквозь листву, создают на лице тени от листьев. В итоге лицо получается пятнистым. Поэтому производить съемку в этих условиях не рекомендуется. Снимая портрет, особое внимание нужно уделить фокусировке объектива, причем в фокусе должны быть глаза, точнее — зрачки глаз.

Желательно снимать портрет при полностью открытой диафрагме, то есть с малой глубиной резкости. Если же объектив будет задиафрагмирован, то и лицо и фон выйдут на фотографии одинаково резкими, что создаст неприятное впечатление: как будто человек «втиснут» в стену. Теперь познакомимся с некоторыми условиями, которые надо соблюдать при съемке пейзажа. Прежде всего следует выделить на снимке самое главное и точным построением кадра акцентировать на нем внимание.

Важно освободить снимок от лишних деталей, чтобы они не отвлекали от основного содержания. Не следует увлекаться широкими панорамными планами, стремиться охватить большое пространство, если, конечно, это не обусловлено основным замыслом фотографа. Широкий план иногда хуже воспринимается зрителем, чем удачно выбранный средний план, передающий характерный для данной местности участок с выразительными и хорошо освещенными деталями.

Не надо забывать также, что природа, привлекающая наше внимание именно своей красочностью, должна быть передана на черно-белом снимке различными оттенками серого. Поэтому, выбирая пейзаж, нужно попытаться представить себе, как он будет выглядеть на черно-белом снимке. Лесные пейзажи лучше снимать там, где деревья растут не очень густо, — на поляне, опушке. Чтобы усилить перспективу, передний план должен быть несколько притенен, а задний, наоборот, высветлен.

Если желательно получить на снимке большое число деталей, то снимать следует тогда, когда солнце едва прикрыто полупрозрачными облаками, и определять при этом выдержку по теням. Летний пейзаж нужно снимать применяя светофильтры: желтый, оранжевый и реже красный. Светофильтры хорошо оконтуривают облака, выделают их на фоне неба. Они, в свою очередь, обогащают пейзаж, делают его живым, законченным.

При безоблачном небе пейзаж на фотографии смотрится мертвым. Для уменьшения контраста яркостей применяют светло-желтый светофильтр, который придает изображению глубину и сочность. Он помогает несколько повысить контраст, избежать серости снимка даже в пасмурную или туманную погоду. Чем плотнее светофильтр, тем лучше результат. Особую прелесть зимним пейзажам придает снег. Он покрывает строения, землю и деревья.

Снимая зимний пейзаж, фотограф должен помнить, что совершенно недопустима передержка, которая приводит к потери градации на снегу, при этом теряется фактура снега, он становится абсолютно невыразительным: т.е. на снимке мы видим белую бумагу, а не снег. Но недопустима и недодержка, т.к. она приводит к сильному контрасту темных стволов деревьев и других предметов, которые выглядят на снимке черными. О том, как пользоваться электрофотоэкспонометром, рассказывается в приложенной к нему инструкции. Но чтобы избежать ошибок в определении экспозиции, требуются навыки.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.