Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Заключение. Часть 1

В заключение дадим несколько практических советов: как сделать портрет своего товарища при искусственном освещении и снять пейзаж при естественном освещении в ясный солнечный день. Для съемки портрета в интерьере пригоден любой фотоаппарат. Потребуется два осветительных прибора: настольная лампа с рефлектором и торшер. Хорошо если в комнате имеется и верхний общий свет — люстра или плафон.

Нужно иметь лист белой чертежной бумаги для подсвета и экспонометр. Пленка может быть любой светочувствительности, но желательно — 130 или 250 ед. ГОСТ. Используя эти перечисленные элементарные приборы, можно получить выразительный портрет. Надо только знать, как их расположить. Рассмотрим первую схему организации съемки. Верхний свет обеспечит общую освещенность в комнате, а лампа с рефлектором — рисующий свет.

Этот источник сильного света подчеркнет рисунок головы, создаст тени на стене. Торшеру принадлежит роль моделирующего света. Он будет подсвечивать тени, которые образуются от сильного рисующего света. Для этого установим его с противоположной стороны лица портретируемого. Хорошо бы использовать подсвет, установив его так, чтобы он не был виден в кадре, а отраженный от него свет освещал бы волосы несколько сзади.

Это будет как бы контражур (* контражур — освещение, когда источник света расположен позади объекта съемки. При такой съемке источник света должен быть закрыт непрозрачным предметом, с тем чтобы прямые лучи не попадали в объектив и не давали на изображении рефлексы, пятна и ореолы. При контражуре фотоизображение имеет вид силуэта). Вторая схема значительно проще.

Правда, качество художественного исполнения портрета в этом случае будет ниже. Источник света здесь один — настольная лампа с рефлектором. При фронтальном освещении одним источником света, установленном около фотоаппарата, очень трудно выявить объем лица. Ровное освещение сделает портрет плоским. Если модель осветить сбоку тем же источником, то половина лица окажется в тени. Верхнее расположение источника света создает глубокие тени под бровями, нижнее — искажает выражение лица.

В крайнем случае можно использовать вспомогательный отражатель. Им может быть лист белой бумаги, наклеенный на картон. Если такой отражатель поставить с теневой стороны лица (при боковом или передне-боковом освещении), то тень на лице будет значительно ослаблена. Конечно, при применении двух источников света портрет получается выразительнее. Но если невозможно создать такие условия, не надо отказываться от проведения фотосъемки и при одном осветительном приборе.

При съемке портрета на натуре тоже возникают проблемы освещения. Снимая портрет, фотограф должен учитывать направление света и так установить модель, чтобы хорошо вырисовывались формы лица. Если солнце находится позади фотографа, то при таком переднем освещении натуры портрет получается плоским и монотонным.

Боковое освещение придает ему объемность. Это освещение фотографу и надо уметь использовать. Контровое освещение (когда солнце светит в аппарат), создает своеобразный эффект, когда само лицо освещено слабо, а вырисовывается контур головы в световом ореоле.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.