Искусство фотографии. На главную

 


Глава II. Язык фотографии. Часть 1

Чтобы получить представление об искусстве фотографии, нам необходимо познакомиться с некоторыми понятиями, терминами, которые употребляются тогда, когда речь идет не только о данном, конкретном виде художественного творчества. Поэтому мы будем обращаться к примерам из других искусств. В основе восприятия и оценки любого произведения искусства, будь то станковая картина, музыкальная пьеса, повесть или фотография, лежит понятие выразительности.

Чем выше степень выразительности произведения искусства, тем сильнее его воздействие на человека. Выразительная картина, выразительная музыка, выразительная проза... Какой смысл вкладываем мы в эти слова? В одном случае это завораживающее сочетание цветов и линий, в другом — гармония звуков, в третьем, как говорил Л. Н. Толстой — «единственно возможный порядок единственно возможных слов...» Что же общего между художником, композитором и писателем?

Общее то, что все они стремятся в своих произведениях выразить владеющие ими мысли, чувства, настроения. Через показ каких-то явлений, событий, а главное — людей. Итак, художник самовыразился, зритель же, поняв его, овладел смыслом произведения искусства. То, чего писатель достигает при помощи слова, композитор при помощи звуков, художник передает через изображение. Последнее для нас особенно важно, так как и фотохудожник не может выразить себя иначе, чем посредством изображения.

Второе важнейшее понятие в оценке произведения искусства — изобразительность. Изобразительность присуща всем искусствам. Вспомните: «...Чуден Днепр при тихой погоде...» Н. В. Гоголь рисует словами близкий и дорогой ему пейзаж. Или, например, «Шестая симфония» Д. Д. Шостаковича, прозвучавшая впервые в блокадном Ленинграде; схватка с ненавистным врагом была нарисована звуками и воспринималась слушателями почти зримо и очень конкретно, хотя имела глубокий философский смысл.

Изобразительность и выразительность в искусстве тесно переплетаются и на практике не существуют порознь: ведь художник не смог бы выразить смысл, не придав своим мыслям и чувствам определенной формы, т.е. не изобразив чего-либо. Изображения в различных искусствах столь непохожи друг на друга, что на первый взгляд имеют мало общего между собой.

Однако общее это есть: изображение в любом искусстве — образ действительности. Попробуйте представить себе, к примеру, образ светлой грусти, созданный словом, звуком или линией и цветом. Нетрудно убедиться, что все эти образы не противостоят друг другу, а скорее, взаимно дополняются, создавая единую выразительную картину этого сложного состояния души.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.