Искусство фотографии. На главную

 


Глава IV. Выразительные приёмы

Тождество, нюанс и контраст. Часть 1

Ритмика фотоснимка воспринимается главным образом как чередование качественных градаций. Тождество и различие характеризуют равенство и неравенство объектов, запечатленных на снимке, их повторяемость и неповторяемость, сходство и несходство, непрерывность и прерывность их свойств, связей, а также тенденций развития.

Нельзя говорить о контрасте или тождестве несоизмеримых свойств: цвете и геометрической форме, линейной протяженности и тональности и т.п. Тождество чередующихся элементов определяет метрическую закономерность: тождественны колонны в колоннаде храма, тождественны интервалы между ними.
На фотографии Б. Игнатовича «У Эрмитажа» показана колоннада.

Увеличить...

Ритмика фотоснимка обеспечивается удачным композиционным настроением: тождественные одна другой колонны повторяются вдоль всего поля снимка через равные промежутки. Это создает яркое впечатление организации пространства фотографии. Нюанс — отношение, при котором сходство выражено сильнее, чем различие. Признаки сходства связывают ритмический ряд.

Нюансное отношение пространственных форм (прямоугольник, близкий к квадрату, параллелепипед с близкими размерами сторон) характеризует композицию как статичную. Нюанс хорошо использует в своем снимке «Близнецы» литовский мастер М. Баранаускас. Снимок прекрасно передает настроение девочек, их старание спеть как можно лучше, и, пожалуй, нюанс наиболее всего подходит для выполнения поставленной автором задачи.

Композиция на снимке М. Баранаускаса статична, уравновешена, но фотограф сумел найти такую точку съемки, которая вызывает впечатление свежести и непосредственности композиции, ее продуманности и точности. Все это и делает снимок выразительным.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.