Искусство фотографии. На главную

 


Глава II. Язык фотографии

Технические средства фотографии. Часть 4

Масштабность съемочного плана не является у фотографа случайной. С изменением масштаба объекта съемки меняется и характер фотоснимка. Выбирая ту или иную точку съемки, автор словно бы передает зрителю свое отношение к изображаемому лицу, предмету или событию. Художник обычно точно знает, какие выгоды сулит ему избранная масштабность съемочного плана и что он может потерять в выразительности от изменения точки съемки или от применения объектива с другим фокусным расстоянием.

Условные границы съемочных планов легко определить, когда в поле зрения объектива находится человек. К крупным планам, т.е. к показу наиболее существенной части вместо целого, фотоискусство пришло не сразу. Долгие годы фотография оперировала только общими и средними планами. В фотоискусстве выразительные детали играют существенную роль, они широко и Р. Баран. Портрет. многообразно применяются.

Деталью можно передать ощущение течения времени. Крупный план в портрете дает возможность сосредоточить внимание зрителя исключительно на эмоциональном состоянии действующего лица, т.е. позволяет решать очень сложные задачи. Среди оптических выразительных средств фотографии известную роль играют светофильтры.

Это тоже особенность, присущая только техническим искусствам. Светофильтры позволяют менять тональное решение снимка, высветлять и притемнять отдельные объекты, повышать общий контраст изображения и т.д., что может иметь большое содержательное значение. Ракурс нужно умело использовать. При съемке портрета ни в коем случае нельзя допускать искажений черт лица, нарушать пропорции головы.

К числу выразительных средств современной фотографии относится и заранее продуманное пользование затвором фотоаппарата. Съемка может производиться с большой выдержкой или, наоборот, с быстросменной, короткой. Особый эффект при этом достигается в цветной фотографии, когда снимок представляет собой динамичное, стремительно движущееся и смазанное цветовое пятно. В результате видимый предмет воспринимается незавершенным и воспринимается как часть чего-то большего.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.