Искусство фотографии. На главную

 


Глава II. Язык фотографии

Технические средства фотографии. Часть 3

Мы, например, привыкли и нас не удивляет, что картины и фотографии плоские, а все изображенное на них кажется нам объемным и застывшим. В графике еще больше условностей. В ней всего два цвета — черный и белый; в черно-белой фотографии все многообразие жизни, ее многоцветность переданы на листе бумаги при помощи фотографии. Как видим, манера, техника исполнения и материал создают и вносят свою определенную условность.

С развитием, совершенствованием техники фотографии расширяются ее выразительные возможности, появляются новые условности. Ярким примером в наши дни может служить появление сверхширокоугольного объектива. Непривычность нового выразительного средства и новой условности вызвала неожиданную реакцию. Так бывало и раньше: предлагаемое искусством условие принимается не сразу, но, будучи принятым, уже не вызывает никаких сомнений.

Увеличить...

Сейчас идут интенсивные поиски наиболее рационального использования нового объектива. Многие известные мастера и фотолюбители снимают им и пейзажи, и Спортивные состязания, и жанровые сценки. Почти в каждом номере журнала «Советское фото» можно встретить одну-две работы, снятые этим объективом. Намечаются и первые успехи. Так, нам кажутся безусловно удачными снимки В. Христофорова и А. Обуховского «Пионерская республика. Под жарким солнцем...» и X. Леппиксона «В новом городке».

Объектив позволил получить замечательную панораму, и, несмотря на искривление линии горизонта, мы воспринимаем эту условность вполне естественно. По-видимому, использование сверхширокоугольного объектива в этом направлении сулит большие возможности. Поиск еще только начинается, и можно только укрепиться в надежде, что он приведет к хорошим результатам. Длиннофокусные объективы имеют малый угол изображения, малую глубину резкости. Они позволяют крупно показать на снимке главный объект съемки.

Телеобъектив используют тогда, когда нужно сократить перспективу изображения (а это бывает нужно довольно часто), приблизить передний план к заднему, создать впечатление тесноты, скученности предметов на снимке. Длиннофокусный объектив незаменим при некоторых пейзажных снимках, например при заходе и восходе солнца. Солнце занимает на небосводе настолько ничтожный угол зрения, что в кадре оно будет едва заметно. Длиннофокусный же объектив увеличит масштаб небесного светила, создаст перспективу, близкую к естественной.

Расширились оптические выразительные средства и с появлением вариообъективов, т.е. объективов с переменным фокусным расстоянием. Такой объектив позволяет точно установить рамку кадра изменением фокусного расстояния, но главная его особенность заключается в том, что он позволяет получить динамичные снимки при помощи эффекта «зуммирования» (* эффект «зуммирования» состоит в том, что во время съемки меняют фокусное расстояние вариообъектива). Для достижения эффекта динамизма работают с довольно большими выдержками — от одной секунды и более.

Необычный эффект движения возникает в том случае, когда на снимке четко выделяется основной объект, который дополняется нерезким. При съемке статичных объектов также можно добиться определенной динамики, снимая с «зуммированием». Применяют такой объектив и при двойном экспонировании. Но объектив — этот универсальный глаз фотоаппарата — способен не только изменять перспективу изображения, но также получать графическое и тональное решение снимка.

Помимо угла зрения объективы различают по характеру фотографического рисунка. Есть объективы, рисующие «жестко», преувеличенно резко. С такими объективами добиваются эффекта, близкого к штриховому рисунку. «Жесткие» объективы используют для создания снимка в графичной манере. Особенность лаконичного языка графики состоит в том, что на снимке передается в большей мере впечатление от видимого.

В то же время есть объективы «мягкие», скрадывающие резкие переходы от света к тени, дающие несколько обобщенный рисунок без мелкой детализации. Мягкорисующий объектив придает изображению «теплый», лиричный характер. Его применяют при съемках пейзажей, когда надо подчеркнуть светлое, радужное настроение, или портретов, особенно в тех случаях, когда необходимо сгладить, сделать менее заметными дефекты лица портретируемого.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.