Искусство фотографии. На главную

 


Глава II. Язык фотографии

Технические средства фотографии. Часть 2

Москвин экспериментировал со светом, разрабатывая совершенно новую и сложную технику освещения, постоянно фиксируя фотоаппаратом бесчисленные варианты размещения осветительных приборов. Отработав и проверив определенную схему освещения, изучив полученные негативы или позитивы, он переносил ее в кино.

Таким образом, фотоаппарат был для него одним из основных инструментов, который он тоже постоянно совершенствовал. Так, он многократно переделывал фотоаппараты, приспосабливал к ним нужные объективы с малой глубиной резкости, вплоть до «монокля» (* нормальным объективом называют объектив, фокусное расстояние которого равно диагонали кадра, т.е. зависит от формата аппарата).

Работы Москвина оказали существенное влияние на развитие фотографического искусства, на обогащение его выразительных средств. Его творчество характеризуется динамической живописностью, лирической пространственностью, углубленной трактовкой портретных образов. Светом на его снимках как бы обволакиваются все предметы и фигуры, особенно расположенные в глубине кадра, размываются четкие границы светотени, создается искрящаяся динамическая экспрессивная атмосфера.

Вызовут ли изменения фототехники столь же значительные перемены в характере изображений? Какие-то перемены, безусловно, произойдут: ведь в той или иной мере техника всегда влияла на развитие фотоискусства. Старинный дагерротип нетрудно отличить от современного фотопортрета, а также жанровые снимки, выполненные в начале XX века на больших стеклянных пластинках, обладают качествами, резко отличающими их от документальных снимков, сделанных сегодняшним аппаратом.

На фотографиях, снятых нормальным объективом, правильная перспектива обеспечивает нормальное восприятие пространственных соотношений: объемность предметов и глубину пространства. На протяжении всей истории фотоискусства в подавляющем большинстве случаев фотографы пользуются нормальными объективами. Однако многих художников для решения их творческих задач нормальный фотосъемочный объектив не удовлетворял.

Дело в том, что живописец, например, может трансформировать изображаемые предметы, расширять угол зрения, изменять перспективные соотношения в процессе работы; он сам выбирает формат картины и масштаб изображения. У фотографа эти возможности зависят от применяемой оптики. Требования фотографов-художников привели к созданию большого числа коротко- и длиннофокусных объективов, с переменным фокусным расстоянием в специальных, таких, как сверхширокоугольный («Рыбий глаз»).

В истории развития фотографии новые оптические средства каждый раз приводили к определенному новому этапу развития фотоискусства, к развитию новых фотографических решений. От величины выбранного фокусного расстояния зависит передача на снимке пространства, воспринимаемого зрителем.

Использование объективов, фокусное расстояние которых короче нормального, дает возможность увеличить угол изображения, причем, чем короче фокусное расстояние, тем этот угол больше. Это позволяет получить выразительные панорамные снимки с охватом больших пространств — полей, открытых пейзажей, добиться определенного эмоционального эффекта, подчеркнув раскрывающиеся широкие просторы.

Вместе с тем короткофокусные объективы вносят и существенные изменения в передачу перспективы. Свойство короткофокусного объектива преувеличивать перспективу и искажать предметы при незначительном наклоне аппарата используется фотографами для решения особых художественных задач. Такая оптика очень удобна для ракурсной съемки — умышленного перспективного сокращения предметов.

Короткофокусный объектив используют при съемке массовых сцен, когда необходимо охватить сразу огромное пространство и при этом передать одинаково резко и передний, и дальний планы. Всякое искусство отражает действительность по-своему, через особую художественную условность. У каждого искусства эта условность очень специфична, но мы уже привыкли к ней и принимаем без всяких сомнений.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.