Искусство фотографии. На главную

 


Глава II. Язык фотографии

Технические средства фотографии. Часть 1

Нельзя не учитывать особую технику искусства фотографии. Под техникой обычно понимают специфические оптические средства, специальную технику печати снимков, возможности использования не только скорости срабатывания затвора, но также и мгновенное освещение объекта при открытом затворе и многое другое. Главными же из них являются оптические средства выразительности. Новые возможности, которые открывало применение оптики, были сразу же взяты на вооружение первыми фотохудожниками.

Развитие технических средств выразительности фотоискусства состоит, с одной стороны, в постоянном расширении и усложнении комплекса художественных условностей как приемов творческого овладения натурой, с другой — в отказе от старых, отживших условностей, которые в лучшем случае становятся уже недостаточными, малодейственными. Такова диалектика развития выразительности формы в искусстве.

По мере усовершенствования фотосъемочных объективов, появления широкоугольных, длиннофокусных, мягко- и резко рисующих, шли поиски их творческого применения. Этот процесс происходил непрерывно со времени возникновения фотографии до наших дней. В 20-е годы советские фотомастера успешно работали в области расширения выразительных средств фотографии с помощью оптики. Среди них выдающееся место принадлежит Д. П. Демуцкому и А. Н. Москвину.

В своих фотографиях, применяя мягкорисующую оптику, Демуцкий достигал не только большой глубины резкости, но и использовал свойство этой оптики для передачи лиризма, поэтичности пейзажа, создания определенного настроения от него у зрителя. Пейзажи, снятые Демуцким, характеризуют низкая линия горизонта, большая глубина кадра, умелое использование воздушной дымки, подчеркивающей прозрачность воздуха, чистоту неба, необъятную ширь полей. В его творчестве прослеживается тяготение к размытому линейному рисунку, мерцающим полутонам.

В 1925 году его фотографические работы были удостоены Золотой медали на Международной выставке прикладных искусств в Париже. На поэтическое и романтическое отношение Демуцкого к фотографии, особенно в жанре пейзажа, обратил внимание такой наблюдательный художник, каким был выдающийся советский кинорежиссер Александр Довженко. Он пригласил Демуцкого работать в кино в качестве кинооператора. Им были сняты фильмы «Арсенал», «Земля» и др. Кинокритиками, собравшимися в Брюсселе в 1947 году, фильм «Земля» (1930) был назван в числе лучших фильмов всех времен и народов. Этому немало способствовала операторская работа Демуцкого.

Кинооператор А. Н. Москвин много работал над методикой «драматического» освещения лиц в заданной сюжетно-психологической ситуации. Прежде чем снимать, даже прежде чем ставить систему освещения, он филигранно точно рассчитывал, как и где получить на лице портретируемого световые и теневые акценты. Экранные портреты Москвина бесконечно разнообразны. С. М. Эйзенштейн отмечал, что Москвин владеет тончайшей нюансировкой того, что можно назвать «световой интонацией».

Основное направление новаторской работы Москвина связано с поиском выразительных возможностей света в интерьере (в павильоне). Основным его достижением явилось открытие Динамической живописности. Москвин первым понял, что в пространстве павильона слишком мало воздушной среды, что то богатство тональных сочетаний, которое мы наблюдаем на натуре (в лесу, слегка окутанном утренним туманом, или на ленинградских улицах в белые ночи), должно быть перенесено в павильон. Он доказал, что с помощью света можно получить эффект, близкий к тому, как если бы в павильоне был ощущаемый и видимый воздух, создающий глубину пространства.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.