Искусство фотографии. На главную

 


Глава II. Язык фотографии

Свет как выразительное средство фотографии. Часть 4

Фотограф-художник всегда стремится к тому, чтобы снимок хорошо «читался», был выразительным, чтобы глаз отчетливо воспринимал изображение; он добивается такого соотношения света и теней, при котором изображение складывается в отчетливый рисунок. Особое внимание уделяется освещению при съемке лица человека.

Задача здесь сводится к тому, чтобы выявить объемные формы лица, фактуру кожи, выделить глаза. Все это помогает точнее представить человеческий характер. Здесь большой простор для творчества фотографа. Рассматривая свет как выразительное средство фотографии, нужно сказать о тональности черно-белого снимка. Под тональностью понимают такое световое решение, при котором в снимке наблюдается согласованность тонов.

Снимок может быть выполнен в светлой тональности или в темной, как говорят в таких случаях, низкой тональности. В них всегда присутствует доминирующий основной тон и с ним согласуются все остальные тона и полутона. Это согласование на практике означает плавность, незаметность перехода тонов и отсутствие выраженных границ между светом и тенью.

Как пример тонального решения можно рассмотреть снимок «Дубовая роща» И. Гедрайтене. В этом примере пейзажной съемки автор не просто регистрировал природу. Он хотел дать зрителю почувствовать смысл того, что привлекает внимание в пейзаже, отобразить наиболее характерные его черты.

Увеличить...

Авторы таких снимков стремятся передать в фотопейзажах состояния природы, созвучные гамме человеческих настроений: морозность зимнего утра, свежесть легкого ветерка, яркие краски золотой осени или холодность раннего серого туманного утра. Все это и создает настроение снимка. Заметим кстати, что здесь сюжетность пейзажа определяется главным образом его композицией, а настроение — тональностью и колоритом изображения.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.