Искусство фотографии. На главную

 


Глава II. Язык фотографии

Свет как выразительное средство фотографии. Часть 3

Свет и в этом снимке является доминирующим и придает взволнованность всему, к чему прикасается. Контрастирующее внешнее освещение и внутренняя успокоенность актрисы придают эмоциональность этому портрету. Но этого света явно недостаточно, чтобы отделить фигуру от фона. Отделение здесь происходит за счет того, что фон темный, а свет обрисовывает плечи и руки модели. Освещение помогает также расставить акценты в зависимости от замысла фотографа.

Внимание зрителя может быть привлечено к определенному объекту, который не изображен ни крупным планом, ни цветом, ни расположением в центре снимка. В фотографии можно встретить две манеры исполнения: в одной — предметы воспроизводятся их контурами, а объемность передается с помощью затемнения, а в другой — освещение является главным принципом. Предметы или объекты не определяются их контурами, а как бы возникают из темноты, соединены с материальной средой темного фона и часто между ними нет четкой границы.

В том случае, когда тень настолько глубока, что создает фон черного «ничто», зритель получает сильное впечатление от предметов или объектов. Целое присутствие только частично. Часть фигуры может быть видима, в то время как другая спрятана в темноте. Часто утверждают, что когда предметы видны на изображении лишь частично, то воображение дополняет их. Это не всегда верно. Чаще видимый предмет воспринимается незавершенным, т.е. воспринимается как часть чего-то большего.

Есть фотографии, даже цветные, в которых затемнение специально используется для передачи объема. Ровно, одинаково освещенные планы обычно ничего не выделяют, не делают акцента, а следовательно, не имеют смыслового центра. При рассматривании подобных снимков внимание зрителя рассеивается, чтобы разобраться в содержании такого рода «натурально» освещенных кадров, ему требуется немало усилий. Очевидно, в целях большей выразительности снимка, ясности его основного замысла необходимо направлять внимание зрителя. Здесь-то на помощь фотографу и приходит свет.

Увеличить...

Ровное освещение снимаемых сцен уместно лишь в некоторых случаях, когда все предметы, расположенные в поле зрения, одинаково важны. Это общие, информационного характера планы, дающие предварительное ознакомление с местом действия. Чаще перед фотографом стоит более важная задача — выделить светом главные объекты в кадре, лица и предметы, на которые внимание зрителя должно быть обращено в первую очередь.

При этом очень важно, чтобы световая организация кадра сохранила впечатление естественности освещения, не была бы нарочитой, искусственной, противоречащей данной обстановке. Иначе говоря, свет в фотографии должен быть мотивирован, оправдан обстановкой, быть чувственно достоверным. Зритель может и не видеть источника света, но источник этот должен подразумеваться.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.