Искусство фотографии. На главную

 


Глава II. Язык фотографии

Свет как выразительное средство фотографии. Часть 2

Примером, иллюстрирующим роль света как главного выразительного средства, служит портрет греческого писателя Яниса Рациса работы В. Крохина. В этом снимке он использовал главным образом свет, падающий от лампы-вспышки. Свет как бы выхватывает из темноты лицо писателя.

Увеличить...

Обостренное чувство света присуще всем фотомастерам. Интересно, что снимкам, в которых превалирует использование света и тени как выразительного средства, присущ изобразительный аскетизм, который нисколько не обедняет произведения, а скорее, обогащает их, концентрируя внимание зрителя на главном, а кажущаяся внешняя простота оборачивается богатством эмоциональной палитры.

Свет как мощное выразительное средство стал использоваться в фотографии не сразу. В этом легко убедиться, если рассмотреть снимок известной французской актрисы Сары Бернар работы Надара, сделанный в 1859 году (т.е. спустя двадцать лет после изобретения фотографии). Для съемки этого портрета Надар использовал только естественный верхне-боковой свет, падающий из верхних окон мансарды.

Увеличить...

Направление света видно отчетливо: он падает так, что заливает всю правую половину лица и плохо рисует его формы. Надар, будучи художником, в то время не то что «не сумел» сделать качественный по современным представлениям портрет, а попросту не знал о выразительных возможностях освещения и, в частности, о том, что каждый из источников света играет свою особую роль в фотокартине. Однако он видел, что верхне-боковой свет отчетливо высветляет пышное платье.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.