Искусство фотографии. На главную

 


Глава II. Язык фотографии

Свет как выразительное средство фотографии. Часть 1

Прежде всего напомним, что свет в фотографии выполняет важнейшую техническую функцию — создает определенный уровень освещенности, необходимый для получения правильно экспонированного негатива. Но, кроме того, свет, характер освещения преобразуют картину действительности и определяют настроение, вызываемое снимком. Свет — один из наиболее впечатляющих источников наших ощущений.

Выразительность света определяется тем, что контрастные соотношения света и теней складываются в отчетливый рисунок. Пластичные светотональные переходы обрисовывают объемы, воспроизводят пространство. Для фотографа свет представляет практический интерес как важное средство акцентировки внимания зрителей. Луи Деллюк писал, что «свет имеет смысл», он служит в лучших фотоработах для разрешения тематической задачи и выполняет смысловую функцию.

Давайте убедимся, действительно ли свет является столь важным выразительным средством. Какие возможности таятся в освещении? Для этого рассмотрим несколько фотопроизведений, в которых свет — главное выразительное средство. Итальянский фотограф-художник Ферручио Лейсс в своем натюрморте «Ваза и стакан» показал поистине неограниченные возможности света в фотографии. Лейсс — венецианец, а Венеция, как известно, издавна славится производством стекла.

Только венецианец с такой любовью и вдохновением смог бы, наверное, снять вазу и стакан и донести до нас ощущение прозрачности и хрупкости так, как это сделал Лейсс. Язык снимка исключительно лаконичен и эффект достигнут только с помощью света. Мы почти не находим здесь использования каких-либо других выразительных средств, как, скажем, перспективных сокращений, возникающих при использовании определенной оптики и подчеркивающих пространство. Здесь можно только предположить, что источник света расположен позади вазы. Он-то и придает ощутимую пространственность изображению.

Напомним основополагающую истину: «Нельзя изобразить одно пространство, пространство для ничего. Изображение пространства зависит от изображения предметов» (* Волков Н. Н. Композиция в живописи. М., 1977, с. 75). На примере Лейсса мы можем убедиться, что с помощью простых предметов и виртуозного владения искусством освещения фотографу-художнику удается передать пространство на фотоснимке. Здесь речь идет о возможности построения образного пространства с помощью такого выразительного средства, как свет.

Существуют две отличающиеся друг от друга техники освещения. В результате их использования создаются снимки в так называемой светлой или темной тональности. Когда хотят получить снимок в светлой тональности, то, как правило, выбирают светлый объект (например, человека со светлыми волосами, в светлой одежде), устанавливают светлый фон, который, в свою очередь, освещают ярким светом.

В результате получают снимок светлый, радостный, близкий по характеру к графическому рисунку, выполненному пастелью. Когда же нужен снимок в темной тональности, то применяют соответственно другую схему освещения, при которой темный фон не освещают, а свет направляют только на лицо, Руки портретируемого. В результате получают снимки, на которых фигура, голова как бы сливаются с фоном.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.