Искусство фотографии. На главную

 


Глава I. Фотография — особая область образного творчества

Современная фотография. Часть 4

Начиная с 30-х годов возрастает интерес к фоторепортажу. Постепенно он занимает ведущее место как собственно фотографический жанр. Становится очевидным, что суть репортажа состоит в том, что фотограф не только фиксирует реальные события, но и придает им определенную выразительность, как бы объединяет человека со всем окружающим миром. Журналист Е. Рябчиков, много внимания уделяющий фотографии и фоторепортажу, писал: «Репортаж занимает особое место среди жанров, которыми располагает советская литература и журналистика.

Увеличить...

Он впитал в себя многие драгоценные черты других жанров — очерка, интервью, рассказа, отчета, хроники, обзора и корреспонденции, переплавил их, и появился новый чудесный сплав — репортаж. Его отличительные качества — активность, стремительность, умение вторгаться в самые различные области жизни.

Рассказывая о любом событии, репортер живописует картину этого события, дает характеристики действующих лиц, рисует их портреты, позволяет читателю как бы услышать особенности их речи, почувствовать атмосферу заводского цеха, научной лаборатории или конструкторского бюро». Эти слова, бесспорно, можно отнести и к фоторепортажу. Что же является объектом фоторепортажа? Как правило, это какое-то важное, актуальное событие, наиболее существенное среди сходных.

Следовательно, фоторепортаж событиен по своей природе. Но это вовсе не значит, что в основе репортажного материала лежит всегда только значительное событие. Талантливый, наблюдательный фоторепортер выявит и в малом, внешне неброском движении жизни ее глубину. Однако требование событийности изображаемого момента жизни необходимо для материала репортажа.

Он является жанром информационным и одновременно образным, так как его задача не только сообщить о фактах и событиях, но и эмоционально воздействовать на зрителя формой подачи материала. Фоторепортаж тем и отличается от протокольно-документальной фиксации события, что является не сухой констатацией факта, а показывает обстановку, в которой происходило событие, впечатляющие детали и, конечно, отношение автора к этому событию.

Читателей газет и журналов, где печатаются фоторепортажи, больше привлекают иллюстрации, которые не только сообщают им новое, но и позволяют реально представить себе, как происходило событие, ощутить его дух и исторический смысл. Это усиливает эмоциональное воздействие фотоснимка на зрителя.

В 50—70-е годы происходит особенно заметное взаимодействие и взаимообогащение художественной и документальной фотографии. В эти и последующие годы в репортажной фотографии особенно ярко проявляется взаимосвязь художественных и идеологических аспектов. Это притягивает к ней интерес зрителей.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.