Искусство фотографии. На главную

 


Глава I. Фотография — особая область образного творчества

Современная фотография. Часть 3

Творческий путь Родченко был насыщен поисками. В 1935 году в Москве состоялась большая фотовыставка «Мастера фотоискусства». Журнал «Советское кино» писал в то время: «Если эта выставка шла под новой вывеской — «Мастера фотоискусства», то она имела в виду — в первую голову и главным образом — Родченко, участие которого на выставке... было, несомненно, выдающимся событием». Его фотографии были ярким художественным выражением революционных идей, искусством нового, социалистического общества.

Острые композиционные решения Родченко видны в двух его снимках — «Баржа входит в шлюз Беломорско-Балтийского канала» и «Дворик с деревьями». В них видна попытка фотографа найти специфические и свойственные только фотографии выразительные приемы. В то же время использовался и опыт кинематографистов, интенсивно работавших в том же направлении поиска собственных изобразительных и выразительных средств. Обратимся снова к воспоминаниям Р. Кармена. Они характерны для оценки поисков выразительных средств фотоискусства того периода:

«Я был ярым противником так называемой художественной фотографии. Очевидно, в этом выражалось подсознательное очень свежее отношение к искусству фотографии. Художественность я видел в использовании свойства фотографической техники, то есть в оптике, светотени, композиции, скорости затвора... Если вспомнить мои портретные снимки — в этом опять-таки был воинствующий протест против художественно размазанных съемок моноклем (* моноклем называют объектив, состоящий из одной линзы).

Используя резко рисующую оптику, я делал портретные снимки, на которых была вычерчена каждая пора кожи, ощутима была влажность вспотевшего лица рабочего человека, резкость волос, ресниц, зубов. Я был убежден, что фотография не должна рабски копировать живопись, считал, что искусство фотографии должно утверждаться своими собственными путями».

В эти годы окончательно оформились два диаметрально противоположных взгляда на развитие фотографической культуры. Один из них опирался на творческую практику документальной и репортажной фотографии, другой — на формалистические эксперименты фотомодернизма. Эстетические позиции этих течений были в достаточной степени сориентированы социально.

Документальная и репортажная фотография привлекала прогрессивно и революционно настроенных фотографов, стремившихся использовать образную силу фотографии в целях борьбы за социальную справедливость. Напротив, формотворческая фотография широко использовалась как средство деформации эстетического сознания вообще, при этом она была аполитична.

Характеризуя образные возможности фотографии, В. И. Ленин говорил в беседе с известным фотографом П. А. Оцупом: «Делайте поменьше снимков отдельных лиц, уделяйте больше внимания массам, старайтесь зафиксировать события». В этих словах Ленина с удивительной прозорливостью и точностью схвачены особенности фотографии, являющиеся фундаментальными для понимания задач собственно фотографического творчества, которое имеет своей целью раскрыть с помощью образных средств смысл реального события, а не вымышленного сюжета.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.