Искусство фотографии. На главную

 


Глава I. Фотография — особая область образного творчества

Современная фотография. Часть 2

Конструктивисты стремились придать функциональную целесообразность окружающему, хотели так переиначить жилые дома, заводы, площади, хозяйственную утварь, мебель и т.п., чтобы человеческая деятельность протекала в условиях наиболее рациональных, а следовательно, по их мнению, благоприятных. Технический, инженерный подход ко всем этим задачам отвергал понятие красоты как буржуазное и бессмысленное.

Из театра, например, конструктивисты «изгоняли» всякую «театральщину», театральные костюмы (играли в спецодежде), оставляли лишь функционально действующие детали: двери, окна, лестничные марши. Конструктивистами объявили себя художники, а позднее фотографы Александр Михайлович Родченко, Эль Лисицкий и другие. Они отрицали право искусства на художественный вымысел и делали ставку на факт и документ, на газетный репортаж, очерк, кинохронику, фотоколлажи.

Но все это было далеко от искусства фотографии. Некоторое время спустя А. Родченко и другие фотографы пересмотрели свои взгляды. Это был большой шаг вперед в творческом отношении. И хотя в то время главное внимание уделялось освоению нового жизненного материала, рассказу о громадных социальных переменах, происходивших в стране после победы Великой Октябрьской социалистической революции, Родченко считал эстетическую выразительность снимка столь же важной, как и достоверность.

Эта позиция определялась тем временем и той борьбой идей, которая происходила в области искусства. Как справедливо отметил критик А. Вартанов, «Родченко и Игнатович... своими работами доказывали возможность, ни в чем не отклоняясь от выполнения журналистских задач, создавать произведения фотоискусства». Фотографы стали осознавать, что связь фотографии с традиционными изобразительными искусствами должна выражаться не в копировании отдельных произведений живописи и графики.

Они понимали, что в фотографии заложены незнакомые живописи и графике изобразительные средства и что новому искусству предстоит идти своим путем — научиться использовать объективы, изменяющие перспективные соотношения, композиционно строить снимок так, чтобы придать изображению наибольший динамизм, добиваться светотеневого, а впоследствии и цветового решения, которые отвечали бы творческим задачам при фотосъемке движущегося объекта.

В 30-е годы огромную работу проделали советские фотомастера А. Родченко, М. Альперт и Б. Игнатович. Александр Родченко острым, эмоциональным воздействием на зрителя помогал закрепить в его сознании определенную идею. Неожиданная композиция, контрастное освещение — вот главные средства, которыми он пользовался для выражения своего замысла. Изучая фотографии, сделанные предшественниками, Родченко видел, что все попытки фотографов уподобить свои снимки работам живописцев или графиков ни к чему интересному и новому привести не могут.

Эти попытки сводились к химическому или механическому воздействию на негатив или отпечаток. А. Родченко решительно боролся против «рукотворных» манипуляций с оттисками, ратовал за поиски изобразительных средств, заложенных в самой фотографии. Снимки Александра Родченко восторженно воспринимались молодежью.

Увеличить...

Родченко сформулировал свою задачу так: «Я хочу решительно отказаться в дальнейшем от того, чтобы ставить формальное решение темы на первое место, а идейное на второе, и наряду с этим пытливо иметь новые богатства фотографического языка, чтобы с его помощью создавать вещи, стоящие на высоком политическом и художественном уровне, вещи, в которых фотографический язык служил бы полностью социалистическому реализму».

Как профессиональный фотограф Родченко выступил впервые в 1927 году на выставке, организованной Обществом друзей советского кино. Вот что писал известный советский кинорежиссер-документалист Р. Кармен в журнале «Советское фото» № 8 в 1958 году, вспоминая об этой выставке: «Мы увидели разнообразие жанров и стилей... Динамичность кадра, свежее дыхание жизни, высокий профессиональный уровень знаменовали зрелость революционного фотоискусства».

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.