Искусство фотографии. На главную

 


Глава I. Фотография — особая область образного творчества

Современная фотография. Часть 1

С 70-х годов прошлого века постепенно начинает уходить в прошлое эпоха предыстории фотографического творчества. Получают развитие собственно фотографическое видение и язык фотографии. Важным этапом в развитии современной фотографии явилась возможность провести моментальную съемку.

Г. Эджертон своим снимком «Брызги молочной капли» отчетливо показал необычайные возможности фотографии для раскрытия невидимых невооруженным глазом явлений в мире. Фотографическое воспроизведение действительности обретает новое качество. Фотография начинает развиваться прежде всего как искусство остановленного мгновения. Благодаря решению этой технической задачи снимок становится внутренне динамичным.

Моментальная фотография дала возможность в остановленном мгновении увидеть неповторимую выразительность самой жизни. При этом сама физическая реальность приобрела для человека эстетический смысл. Моментальная съемка, не отступая от факта, позволила художественно его переосмыслить. Изобразительные искусства таким свойством не обладают. Это специфика фотоискусства выделила его в особый вид художественного творчества.

На рубеже веков на смену натуралистической фотографии, которая соблюдала «чистоту» фотографических выразительных средств, вновь приходит подражание живописи, но теперь уже живописи пиктореалистов (* Пиктография — древнейший вид письма, рисуночное письмо). Этому в большой степени способствовало распространение работ художников-импрессионистов. Нерезкие очертания изображения на картинах импрессионистов (Клода Моне, Альфреда Сислея, Поля Сезанна, Огюста Ренуара и др.), основанные прежде всего на цветовых комбинациях, резко контрастировали с точностью фотографических изображений.

Чтобы избежать этой точности, такие фотографы, как англичанин Джордж Девисон, француз К. Пюйо, немец Гуго Эрфурт, русские Н. Петров, С. Лобовиков, американец Альфред Стиглиц, использовали самые различные технические приемы при съемке и особенно при печати снимков: бромойль, гуммиарабик, пигментная печать и др. Эти приемы были результатами химического процесса, подчиненного руке автора. Каждый отпечаток являлся оригиналом, так как при такой обработке фотоснимков невозможно было изготовить два совершенно одинаковых отпечатка.

В таких отпечатках нет острых, грубых линий. Мягкие, нежные тона сливаются в гармоничное целое. Такой снимок можно, руководствуясь принципом «похожести» на картину, было назвать художественным произведением. Отсюда и возник термин «художественная фотография». Отзвуки пиктореализма можно найти и в раннем творчестве некоторых советских фотомастеров, таких как С. Иванов-Аллилуев, П. Клепиков, и др. В 20-е годы в изобразительном искусстве и театре возникло еще одно художественное направление — конструктивизм. Оно коснулось и фотографии.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.