Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Событийный репортаж. Часть 3

Главной темой, магистральным направлением фоторепортажа военных лет был показ сражающегося советского народа, его жажда победы, победы ради мира, ради жизни, ради счастья всего человечества. Военные фотокорреспонденты создали фотолетопись Великой Отечественной войны, составили обширную галерею «остановленных мгновений» событий, имеющих большую непреходящую историческую ценность не только для нашего народа. Мы приводим здесь снимок А. Устинова «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года».

Советские воины покрыли себя неувядаемой славой. Массовый героизм солдат и офицеров, самоотверженность партизан и подпольщиков — все эти темы нашли отражение в фотографиях военных лет. Как пишет искусствовед Г. К. Пондопуло, «в кадрах советского военного фоторепортажа, как правило, лишенных черт законченной фотокартины, явственно проступает великая правда времени». Фотоискусству удалось достоверно и конкретно запечатлеть массовый героизм советского народа в борьбе с фашизмом.

Фотодокумент лежит в основе и таких выдающихся произведений советского фотографического творчества, ставших образным символом нашей борьбы и победы, как «Горе» Дм. Бальтерманца, «Комбат» М. Альперта, «Политрук продолжает бой» И. Шагина, «Знамя Победы над рейхстагом» Е. Халдея, «Солдаты умирают стоя» А. Гаранина. Нельзя не согласиться с автором книги «Фотография и современность», который говорит: «Творческая практика советского военного репортажа со всей наглядностью показала, что художественность репортажа определяется прежде всего тем, насколько правда документа перерастает в нем в правду времени, истории, что связано с умением фотографа найти и запечатлеть выдающийся факт».

Уже в конце лета 1945 года началась разработка пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства страны. Новые задачи, стоящие перед страной, требовали от советской фотопублицистики и новых исканий. Они обязывали фоторепортеров стремиться к более выразительным формам подачи материала, к овладению прогрессивными технологическими процессами. И действительно, в 50-е годы в газетах и журналах появлялись фоторепортажи о сооружении крупнейших гидроэлектростанций под Куйбышевом и Волгоградом, на Каме и Каховке.

В это же время было принято решение поднять 13 миллионов гектаров пустующих целинных земель. По призыву партии на целину приехало несколько сот тысяч человек, 350 тысяч из них прибыли по путевкам комсомола. 4 октября 1957 года впервые в истории человечества был осуществлен запуск искусственного спутника Земли, а 12 апреля 1961 года Ю. А. Гагариным был совершен полет в космос. Все эти события находили отражение в работах фотокорреспондентов. В 60-е и 70-е годы ведущей темой работ советских фотомастеров стали совершенно новые грандиозные масштабы развития народного хозяйства, его огромный потенциал и возросшие потребности общества при социализме.

Советским фотомастерам и фотолюбителям есть о чем рассказать в своих работах. Высокий содержательный уровень отличает работы советских фотожурналистов, посвященные борьбе народов планеты за мир. Эта тема сегодня — одна из ведущих тем образной фотопублицистики. Своими работами фотомастера, в яркой и убедительной форме запечатлев действительность, свидетельствуют о горячем стремлении советских людей сохранить мир на Земле.

Решение советским народом задач, поставленных XXVI съездом КПСС, майским (1982 г.), июньским и декабрьским (1983 г.), февральским (1984 г.) Пленумами ЦК нашей партии — вот темы сегодняшних работ фотомастеров и фотолюбителей. В нашу жизнь прочно вошли слова, исполненные большого смысла: КамАЗ, Байкало-Амурская магистраль, Саматлор, Усть-Илим, Уренгой и многие другие. Фотографии, сделанные на этих стройках, входят в золотой фонд летописи нашей страны.

Материалом фоторепортажа наших дней служат те многочисленные события, которыми так богата современная действительность. Но по-прежнему в центре внимания художников остается человек-творец, человек-созидатель. В этом проявляется активная авторская позиция фоторепортера. Целеустремленный, идейно направленный репортаж — одно из основных средств правдивого отражения жизни.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.