Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Событийный репортаж. Часть 1

Любой событийный репортаж строго ограничен во времени. Начало, развитие, окончание события — вот период съемки, повлиять на который, изменить или перенести его фотограф не может. Специфика событийного фоторепортажа заключается в том, что репортер ведет съемку, непрерывно осмысливая развивающееся событие, соотнося свои действия с отдельными фазами происходящего, выбирая нужные моменты с таким расчетом, чтобы из снятого материала могла сложиться объективная, реальная картина.

Ход событий необратим, как само время, и это накладывает на фотографа особую ответственность. К событийному репортажу предъявляются конкретные требования: он должен полно и объективно отражать суть и характер происходившего события, держать его эмоциональную характеристику, достаточно полно и ярко представить участников события. Важно напомнить юному читателю путь, который прошел советский фоторепортаж.

Самым главным было то, что появилась новая тематика, новый герой репортажей — на снимках показывали прежде всего народ, совершивший Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Новаторство первых революционных фоторепортеров состояло в отражении революционной темы. Многие сохранившиеся до наших дней фоторепортажи первых лет революции, гражданской войны и интервенции читатели видят на страницах современных журналов, газет, книг и альбомов.

Увеличить...

Поэтому мы здесь помещаем только один фоторепортаж тех далеких лет — парад войск Всевобуча на Красной площади в Москве, проходивший в 1918 году, парад, который принимал В. И. Ленин. Неизвестен фотограф, который запечатлел заколоченную дверь с короткой надписью: «Райком закрыт. Все ушли на фронт», но этим лаконичным снимком он ярко показал огромнейший вклад комсомола в дело разгрома белогвардейцев и иностранных интервентов. Это пример того, что в центре внимания фоторепортеров были наиболее типичные моменты тогдашней жизни.

Победоносно закончилась гражданская война. Однако разруха, голод, тиф мешали восстанавливать народное хозяйство. Стояли заводы и фабрики, не было топлива, миллионы десятин пахотной земли пустовали. Задачи социалистического строительства повлекли за собой и появление новых тем. Важнейшие достижения советских людей, занятых восстановлением разрушенного гражданской войной народного хозяйства, становятся объектом работ и творческих поисков наших фотомастеров.

Многие из них, такие, как М. Альперт, Д. Дебабов, И. Шагин, A. Шайхет, А. Шишкин, Б. Кудояров, А. Родченко, Б. Игнатович, С. Фридлянд, Г. Петрусов, Г. Зельма, А. Скурихин, и другие заложили прочные основы партийной публицистики. Фотокорреспондент становился пытливым разведчиком всего нового, передового. Мы уже писали, что отражение новых тем сопровождалось и поиском новой творческой манеры. Именно динамичность снимка, свежее дыхание жизни, высокий профессиональный уровень знаменовали зрелость революционного фотоискусства.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.