Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Скульптура. Часть 1

Отметим ряд тонкостей, которые следует знать тому, кто заинтересуется работой фотомастера или возьмет в руки фотоаппарат, чтобы сделать съемку. Скульптура, ввиду того что она объемна, очень проигрывает при фотографировании. Пластическая выразительность скульптуры приобретает особую силу воздействия на зрителя благодаря переходам света и тени, меняющимся, правда, в зависимости от времени дня и состояния погоды.

Большое значение в снимках монументальной скульптуры имеет четкость и цельность силуэта. Надо, чтобы произведение выделялось на фоне открытого пространства, деревьев, архитектуры, чтобы его было видно с самого далекого расстояния. Фотограф должен отчетливо представлять себе ту цель, которую ставил перед собой скульптор, и попытаться фотографическими средствами передать ее зрителям.

В хорошей фотографии мастер передает зрителю мысли и идеи, заложенные скульптором, средствами фотографии (выбором точки съемки, ракурса и особенно освещением) добивается наибольшей выразительности снимка скульптуры. При фотографировании скульптуры на открытом воздухе решающее значение имеет характер естественного дневного освещения. Для четкого воспроизведения объемной формы наиболее благоприятно не слишком контрастное верхне-боковое освещение.

Увеличить...

Наверное, никакое другое произведение искусства не способно так изменять свой облик в зависимости от характера падающего на него света, как скульптура. Поэтому нет ничего удивительного в том, что смена характера освещения способна коренным образом изменять облик и, соответственно, восприятие произведения скульптуры.

Излишне контрастное освещение ослабляет проработку мелких подробностей формы. При фотосъемке, например, мраморной скульптуры глубокие густые тени создают на снимке эффект, противоречащий природе этого нежного материала. Особенно затруднена фотосъемка блестящей станковой скульптуры, например, из мрамора, фарфора, бронзы.

На поверхности таких скульптур образуются сильные световые рефлексы от источников света (окон, ламп) и, кроме того, отражаются окружающие предметы, в особенности светлые, а иногда даже и объектив фотоаппарата. Это ухудшает снимок. Рефлексы получаются на отпечатке в виде совершенно белых пятен и дают ореолы. Отражения соседних предметов могут исказить представление о материале, из которого сделана скульптура.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.