Искусство фотографии. На главную

 


Глава I. Фотография — особая область образного творчества

Рождение фотографии. Часть 3

Работавший несколько позже Дмитриева, С. А. Лобовиков сохранял верность реалистическим традициям русской художественной фотографии. Он прославился жанровыми снимками из жизни крестьян. Но не менее выразительны его реалистические пейзажи северной деревни. Лобовиков показывал русскую деревню, снимая летние и зимние пейзажи, сценки из повседневного крестьянского быта.

Увеличить...

Подлинно фотографической выразительности достиг Лобовиков на снимке «Поделились». Сюжет этой фотографии прост: крестьянские дети на крыльце пьют молоко, рядом лакомится молоком из черепка черная кошка. Иные фотографы изощрялись в новых способах печати снимков, чтобы приглушить голос социальной правды, черты реальности, а родную русскую природу стилизовали под некую несуществующую, отвлеченную и надуманную.

На фотографиях же Лобовикова природа чаще всего служит раскрытию идейного замысла, придает большую выразительность реалистическим снимкам. Лобовиков владел техникой всех позитивных способов печати того времени, много работал в области научно-прикладной фотографии, снимал памятники искусства. Его творчество убедительно подтверждает мысль, что не сами по себе приемы техники фотографии определяют стиль художника, а художник заставляет технику служить идее.

Лобовиков был родоначальником детской темы в бытовом жанре фотографии. В этой особенно трудной области съемок он показал себя фотографом-реалистом, наблюдательным, умеющим по-репортерски быстро и уверенно выбирать момент для съемки детей. В начале века многие фотографы-реалисты увлекались съемкой пейзажей «под живопись». Эстетический критерий художественности снимка, принятый в живописи, всюду обеспечивал им успех и премии.

На фотографической выставке «Салон» в Киеве экспонировался в 1911 году такой снимок «под живопись» — «Ранним утром» М. Тарновского. Автора привлекает изображение пейзажа с водой — водная рябь, блики и переливы света. Для снимка характерны присущая живописи мягкость рисунка, стройность и точность найденной композиции, высокое техническое исполнение. Здесь скрыты все второстепенные детали, утренняя дымка рождает ощущение пространства.

Снимок построен на полутонах, отражение парусов на воду вносит в изображение ритмичность, создает поэтическое настроение тишины. Он до такой степени живописен, что весьма трудно признать в нем фотографию. Потребовалось немало усилий многих выдающихся мастеров, искренне считавших, что фотография может и должна занять самостоятельное место в ряду искусств, прежде чем это действительно произошло. Нужно было, во-первых, выработать собственные выразительные средства и, во-вторых, осмыслить и научиться умело их использовать, овладеть мастерством.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.