Искусство фотографии. На главную

 


Глава I. Фотография — особая область образного творчества

Рождение фотографии. Часть 2

Искусство не сводится к фотомеханическому копированию действительности. Оно требует художественной интерпретации материала или объекта фотографирования. Фотография всегда протокол, всегда документ, всегда дотошное описание предмета или события, взятого в один миг, — для целей науки, журналистики, для информации в широком смысле слова, этого достаточно. Фотография как искусство вырастает на той же почве. Но с маленьким добавлением.

Как басня перестала быть просто описанием происшествия, как литературный рассказ в структурной законченности своей дает художественный цельный микромир, так и фотографическое художественное произведение предлагает нам описание явления — и еще нечто, скажем, суждение, вывод, приговор, — отмечает в своей книге «Человек и земля» В. П. Демин.

Как только техника фотографирования позволила получать удовлетворительные изображения, возникло два подхода к ее использованию: первый — это документальное копирование натуры, второй — подражание живописи, а иногда и стремление подменить ее. Известный исследователь и теоретик искусства Ипполит Тэн так характеризует задачу документального копирования: «воспроизводить объекты такими, какие они есть или какими они были бы, даже не будь меня на свете».

Однако документально-беспристрастная фиксация натуры не имеет ничего общего с искусством. Подражание же живописи было очень заманчивым и, по высказанному еще в 1853 году Уильямом Ньютоном мнению, фотографическое изображение можно и должно изменять так, чтобы снимок отвечал «признанным законам изящных искусств». Фотографы, которых не удовлетворяло простое копирование натуры, хотели, чтобы снимок «подчеркивал красоту», а не только «показывал правду».

Но как это можно было сделать, учитывая ограниченные технические, а стало быть, и выразительные средства? Ярким примером следования по второму пути служит творчество талантливой английской художницы-фотографа Джулии Маргарет Кэмерон, которая ставила задачу в психологическом фотопортрете добиться выявления «духовного облика натурщика» без несущественных подробностей. Поиски художницы-фотографа продолжали многие ее последователи. Этим ее работы интересны для истории фотографии.

Значительный вклад в развитие нового искусства внес один из первых в России фотографов — Андрей Карелин. Художник по образованию, Карелин работал в Нижнем Новгороде. Знание законов живописи, в частности композиции, помогало ему избегать ремесленнических шаблонов. Он много сделал и для усовершенствования техники фотосъемки, стремился на негативе добиться нужной резкости во всех планах. И это ему удавалось. Он получал снимки-картины.

Свидетельством новаторства и мастерства этого художника-фотографа стали его групповые портреты или картины — «комнатные группы», как их тогда называли. Многие ученики Карелина позднее стали известными фотографами. В этот период фотографы были тесно связаны с художниками. Художники подчас использовали снимки как своеобразные фотоэскизы, по которым создавали картины.

В то же время во многих фотоателье применялись исполненные художниками задники, фоны и бутафория для фотосъемок. Существовали даже фирмы, изготовлявшие фоны для фотоателье. В России во второй половине XIX века многие выдающиеся мастера своим творчеством внесли немалый вклад в становление фотографии как искусства. Это А. Деньер, С. Левицкий, А. Карелин, Н. Петров, Ю. Еремин, М. Дмитриев.

Максим Дмитриев вошел в историю русской фотографии как зачинатель «русского публицистического репортажа, отвечавшего идейным устремлениям прогрессивных, демократических кругов дореволюционной России» (* Морозов С. Фотограф-художник Максим Дмитриев. М., 1960, с. 40). Дмитриев стремился использовать возможности нового искусства для отражения правды жизни, действительности.

В 1881 году на Поволжье засуха принесла голод, эпидемии тифа и холеры. Дмитриев сделал сотни репортажных фотографий о бедственном положении крестьян. Близость художника к демократической среде определила идейно-тематическую направленность его работ. Сделанные им снимки заставляли зрителя задуматься над судьбой народа. По существу, Дмитриев явился родоначальником социальной фотографии в России и, работая в этом направлении, создал больше, чем кто-либо другой в его время. Его работы высоко ценил М. Горький.

Дмитриев создал целую галерею портретов выдающихся современников: Д. И. Менделеева, В. Г. Короленко, В. А. Гиляровского, И. А. Бунина, художников И. И. Левитана, К. Е. Маковского, певца Ф. И. Шаляпина. Особенно известен его портрет молодого М. Горького, снятый в 1901 году. Однако в жанре портрета Дмитриев не проявил себя новатором. Он был верен творческим находкам, которые позволили ему блеснуть мастерством фотопортрета в годы своей молодости, в то время как уже разрабатывались новые принципы и приемы съемки людей, включая репортажный фотопортрет.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.