Искусство фотографии. На главную

 


Глава I. Фотография — особая область образного творчества

Рождение фотографии. Часть 1

«Днем рождения» фотографии принято считать 7 января 1839 года. В этот день Парижская Академия наук заслушала сообщение об открытии художника Луи-Жака Манде Дагера. Он предложил надежный способ проявления и закрепления скрытого изображения на серебряной пластинке. Дагером был сделан фотонатюрморт, который был отдан на хранение в Лувр. Достижению Дагера предшествовали опыты Жозефа Нисефора Ньепса и Вильяма Фокса Генри Тальбота, имена которых также неразрывно связаны с изобретением способа получения прочного изображения на светочувствительном слое.

Процесс Дагера был дорог и сложен, так как фотографирование производилось на мокрые коллоидные пластинки. В 1871 году произошло революционное по тому времени открытие. Англичанин Ричард Мэддокс нашел способ фотографирования на сухих светочувствительных броможелатиновых пластинках. Это открытие позволило фотографии вступить в новую фазу своего развития: вся современная фотография черно-белая и цветная производится на сухих броможелатиновых слоях. Техника фотографии развивалась и распространялась с удивительной быстротой.

По способу Дагера стали изготавливать портреты не только в Европе, но и в Америке. У колыбели нового изобретения стояли выдающиеся ученые Доменик Франсуа Араго и Жозеф Луи Гей-Люссак. Для них не осталась незамеченной способность фотоаппарата запечатлевать и окружающую действительность. Гей-Люссак отчетливо понимал и выявляющую силу фотографии. Он писал, что «ни одна, даже незаметная деталь не может ускользнуть от глаз и кисти новоявленного живописца».

Великий Чарлз Дарвин именно по этой причине предпочел иллюстрировать свою книгу «Внешние проявления эмоций у человека и животных» (1872) не гравюрами, как это делалось раньше, а фотографиями, снятыми главным образом с короткими выдержками. Ему нужна была в большей степени правда, а именно снимок схватывает неуловимое мимолетное проявление чувства. На первых порах фотография вполне отвечала тем направлениям в изобразительном искусстве, которые склонялись в сторону наиболее точного и полного отображения действительности.

Дагерротип получил широкое распространение по всему миру. Но вот интересный факт. Из бесчисленного количества сохранившихся дагерротипов — большая часть портреты. Едва ли на одном из сотни дагерротипов запечатлено здание, водопад или уличная сценка. С момента зарождения фотографии ее специфика и возможности вызывали споры. Немаловажными были вопросы о специфических изобразительных средствах нового искусства. В ходе споров о его содержательных возможностях выявлялись общие черты и имевшиеся существенные различия между фотографией и живописью.

Светопись (так тогда называли фотографию) сравнивали с живописью потому, что она сразу была отнесена к разряду пространственных, иными словами, изобразительных искусств. И это не случайно. Изобразительное искусство и фотография не противостоят друг другу, а тесно взаимодействуют, оказывая постоянное плодотворное взаимовлияние. Фотографическое изображение всегда конкретно, зрительно определенно. Поэтому фотография всегда изобразительна (но, как мы увидим в дальнейшем, не всегда образна).

Фотография по своей природе документальна. К сожалению, использование этого ее свойства иногда приводит не только к простому копированию натуры, но и к натурализму, что не отвечает высоким требованиям искусства. Интересные высказывания на этот счет есть у Ф. М. Достоевского. «Фотографический снимок и отражение в зеркале — далеко еще не художественные произведения. Если бы и то и другое было художественным произведением, — мы могли бы довольствоваться только фотографиями и хорошими зеркалами, и самая Академия Художеств была бы одною огромною бесполезностью.

Нет, не то требуется от художника, не фотографическая верность, не механическая точность, а кое-что другое, больше, шире, глубже. Точность и верность нужны, элементарно необходимы, но их слишком мало; точность и верность покамест только еще материал, из которого потом создается художественное произведение; это орудие творчества. В зеркальном отражении не видно, как зеркало смотрит на предмет, или, лучше сказать, видно, что оно никак не смотрит, а отражает пассивно, механически.

Истинный художник этого не может: в картине ли, в рассказе ли, в музыкальном ли произведении непременно виден будет он сам; он отразится невольно, даже против своей воли, выскажется со всеми своими взглядами, с своим характером, с степенью своего развития» (* Ф. М. Достоевский об искусстве. М., 1973, с. 132—133).

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.