Искусство фотографии. На главную

 


Глава IV. Выразительные приёмы

Ритм. Часть 2

Ритм может быть простым, основанным на повторении одной и той же формы, или сложным, основанным на повторении группы форм. Сложные ряды могут быть образованы сочетанием нескольких простых рядов. Продление ряда повышает его выразительность, порождает более сильные эмоции. Существует, однако, максимальный предел развития ряда, определяемый возможностями восприятия. Чрезмерная его длина утомляет.

Ощущение угнетающей монотонности нарастает особенно быстро, когда ритмический порядок прост, а его акценты активны. Чтобы снять ощущение монотонности, используется прием остановки ритма, нарушения непрерывной последовательности его ряда. Это подтверждает фотография Я. Хака «Лестница». Таким образом, ритм образуется закономерной повторяемостью каких-либо элементов или интервалов.

Важно учитывать, что пространственные ритмы, как справедливо пишет Л. Гусева, «оказывают организующее воздействие на процесс эстетического восприятия». И далее: «Зная законы зрительного восприятия ритмически организованной плоскости, можно управлять вниманием зрителя, настраивать его психологически, энергично передавая ему содержащийся в произведений смысл». Фотограф-художник не просто отбирает ритмически упорядоченные объекты, но и добивается их выразительного звучания тем или иным техническим приемом.

От того, как меняется внешний облик изображаемого, будет зависеть, останется ли снимок бесстрастным документом, обретет ли он эстетическую привлекательность, глубокий, художественно-образный смысл. Ритм становится эстетически организующим средством, когда фотограф свободен от необходимости воспроизводить объект с документальной точностью и хочет подчеркнуть в нем какие-то наиболее привлекательные черты.

Поскольку в этих случаях оценивается прежде всего внешняя сторона объекта (пластика светотеневой моделировки, единство образующих элементов), постольку фотограф сознательно идет на известную трансформацию изображаемого, старается усилить в нем с помощью тех или иных технических средств моменты гармонии, подчеркнуть красоту форм, переливы красок, игру света и тени. В силу этого и ритм в фотографии автор рассматривает уже как фактор, настраивающий психику зрителя на эстетическое переживание.

Ритм, несущий смысл, является активным средством художественной выразительности. Пользуясь методом художественного обобщения, фотограф открывает в реальном факте его суть, поднимает острые социальные проблемы, выражает свое к ним отношение. Собственно смысловая речь ритма в фотопроизведении заключается именно в том, что он раскрывает внутреннюю логическую связь изображаемых элементов через их внешнюю организацию.

Повторяемость, лежащая в основе ритма, усиливает, подчеркивает содержательные моменты фотоснимков, фиксирует внимание зрителя на главном, создает определенный психологический настрой. В фотоискусстве ритм помогает углубить эстетическую оценку окружающей нас действительности, тоньше выразить психологическое состояние человека, т.е. он может быть носителем художественно-образной информации. Ритм используется как выразительное средство в симметричных и асимметричных композициях. В первых он создает статичность, уравновешенность, а во вторых передает динамику.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.