Искусство фотографии. На главную

 


Глава IV. Выразительные приёмы

Равновесность композиции

Изображение на снимке нуждается в равновесии. В визуальном смысле равновесие — это такое расположение элементов изображения, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении, т.е. такие факторы, как форма, направление, месторасположение объектов в уравновешенной композиции, взаимно обусловливают друг друга. В этом случае кажется, что ни одно изменение композиции невозможно.

Принцип равновесия — один из основных законов композиционного построения фотографического снимка. Предмет, сдвинутый от центра, может быть уравновешен световым пятном; тяжелая тональная масса в ряде случаев уравновешивается лишь небольшим штрихом. Самая строгая уравновешенность частей снимка возникает в тех случаях, когда элементы композиции расположены симметрично, когда правая и левая части кадра или его верх и низ полностью повторяют друг друга.

Увеличить...

Симметрия относится к числу наиболее эффективных приемов композиционного построения изображения, она объединяет композицию. Расположение главного, сюжетно наиболее важного элемента на оси симметрии подчеркивает его значимость. Симметричную композицию мы чаще всего встречаем на снимках архитектурных сооружений. Чтобы получить симметричный снимок, надо выбрать центральную точку съемки.

В этом случае предметы, расположенные на снимке в центре или вблизи него, видны зрителю лишь одной своей стороной, а боковые их стороны не видны совсем или едва намечаются. Созданию уравновешенности, стройности, единства фотопроизведения служит совокупность многообразных пластических связей, которыми должен быть пронизан весь снимок. Статичность изображения часто бывает необходимой для наиболее точной передачи эмоционального состояния от восприятия действительности. Так часто бывает при изображении пейзажей.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.