Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Пейзаж. Часть 10

Главными темами многих фотографий стали в наше время темы современного механизированного городского окружения человека — автомобили, витрины, реклама, стандартизированные постройки жилых домов и бензозаправочных станций, однообразные ряды телефонных будок, автоматов по продаже воды и застекленных дверей.

Обращает на себя внимание приверженность фотографов к блестящим полированным поверхностям — полированным кузовам автомобилей, стеклу, гладкому пластику и целлофану, покрытому лаком оборудованию, до блеска отшлифованному граниту. В результате получаются урбанистические «пейзажи», в которых мы не увидим человека, хотя бы на дальнем плане.

Безлюдный мир как бы отдан в распоряжение машин и созданных ими вещей. Его анонимное пространство наполняется лишь игрой случайных бликов и отражений в оцепенелом сиянии идеально гладких поверхностей. Эти чистые поверхности, подчеркнуто обращенные наружу, принимают на себя случайные, блуждающие отражения других вещей.

Увеличить...

Подобные снимки, несмотря на их подчас прекрасное техническое исполнение, внешнюю броскость и даже привлекательность, лишены всякого, смысла. В лишенной, человека среде вещи организуются или, вернее, дезорганизуются, подчиняясь лишь слепой стихии случайностей, созданный машинами мир живет своей собственной, отчужденной от человека жизнью. Здесь разум подменяется безликой, упорядочивающей рационализацией, изделие человеческих рук — изделием машины, теплота естественного света — резким и неподвижным горением неона, событие сводится к абстрактной ситуации.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что пейзаж в фотографии — это не просто «съемка видов», не копирование того или иного уголка природы, дающего точное изображение действительности, Такая «правдивость» изображения не рождает впечатляющих и художественных фотографических картин. Действительно, как отметил Н. А. Добролюбов, правда есть необходимое условие, а еще не достоинство произведения.

О достоинстве мы судим по широте взгляда автора, верности понимания и изображения тех явлений, которых он коснулся. Во всех случаях работы над пейзажным снимком фотограф должен помнить, что его задача — не показывать на снимке натуралистическую копию ландшафта, а воссоздать пейзаж, который может передать зрителю чувства, волнующие автора снимка.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.