Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Пейзаж. Часть 9

Много работает в жанре пейзажа Г. Колосов, побывавший в Антарктиде. Тяга к суровой, не тронутой цивилизацией природе сочетается в его фотографиях с острым чувством современности. Оно проявляется в его стремлении к лаконизму, к простоте содержательного образа, в его интересе к актуальным проблемам нашего времени. В пейзажах Антарктиды природа строго архитектонична (* архитектоника — сочетание частей в одном стройном целом, композиция). Контрасты освещения, прозрачный морозный воздух чеканят объемы могучих айсбергов.

В кристаллических формах, в широте пространств ощущается напряженная жизнь природы. Идеал сильного, свободного человека, бесстрашно вступающего в борьбу с суровой природой, ярко раскрывается в ряде работ Г. Колосова. О серии его снимков «Антарктида» Герой Социалистического Труда Е. Толстиков, начальник одной из советских экспедиций в Антарктиде, писал: «Его «Антарктида» — интересный рассказ о героическом труде наших полярников.

Каждый кадр серии отмечен интересным изобразительным решением. Рассматривая эти фотографии, живо ощущаешь неповторимую прелесть природы далекого шестого континента». Подлинное искусство всегда остро чувствует время и не может отгородиться от него. Мы являемся свидетелями проявления таланта фотомастеров-пейзажистов, воспевающих красоту воздушного океана и космических далей.

Увеличить...

Завершая разговор о пейзаже, следует сказать, что наряду с оптимистическими настроениями пейзаж может вызывать настроение упадка, безысходности, уныния, скорби, оторванности от реальной жизни. Именно для этого предназначены пейзажи, изготавливаемые многими буржуазными фотографами. Образы создаются из отдельных кусков, монтируются три-четыре различных клише, и в результате возникает свой собственный мир, отраженный в так называемом декоративном жанре.

Такое псевдоноваторство пытается заменить реалистический пейзаж комбинацией изображений, осуществленной с помощью фототехники. Беречь природу, сохранять леса и реки Земли — общемировая проблема, и все больше людей поднимают свой голос, требуют, пока не поздно, принять меры против опустошения рек, загрязнения атмосферы. Здесь немалая роль принадлежит пейзажной фотографии.

Можно сказать, что пейзажной фотографии повезло: современная теория эстетики расширила по сравнению с классической содержание понятия прекрасного — при определенных условиях любой объект может стать источником эстетических переживаний. Если у фотографа сложилось личное отношение к действительности, а фотография служит для него языком, которым он хочет и может многое выразить, то он способен создать художественный образ, а не просто протокольно передать свои замыслы, думы.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.