Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Пейзаж. Часть 8

Здесь рассмотрены различные снимки для того, чтобы показать, что фотография не имеет ограничений в передаче чувств, мыслей, настроения фотохудожника, если последний обладает острым и вдумчивым взглядом, умеет в самой жизни, в объективной реальности найти такие явления и мгновения, фиксирование которых позволит ему выразить свое отношение к миру и к окружающей действительности. Наши современные фотографы, работающие в этом жанре, стремятся главным образом к передаче лирической красоты и гармонии природы.

Их пейзажи грандиозны и величественны. Одни из них суровы и просты, как бы бесконечно отдалены от человека, словно прекрасный сказочный мираж. Другие показывают множество мельчайших подробностей из жизни природы, тем самым будто приоткрывают зрителю завесу, которая отгораживает его от скрытой и полной тайн жизни гор и лесов. Фотохудожник-пейзажист недосказывает всего до конца, давая возможность зрителю дополнить фантазией то, что он показал лишь намеком. Человек, даже если его нет в пейзаже, будто незримо присутствует в нем.

Увеличить...

При композиционном решении пейзажа, как и любой другой фотокартины, необходимо обязательное выделение главного объекта изображения, акцент на еюжетно важном элементе композиции. В пейзажном снимке зрителю должно быть сразу ясно, ради чего сделан этот снимок и что интересное и важное он показывает. Если в кадре такой акцент отсутствует, снимок превращается в обзорный, невыразительный общий план снимаемой местности.

Пейзажная композиция — это не обязательно общий план. В действительности мы не можем одновременно обозревать большие площади. Выразительным может быть и правильно выбранный средний или даже передний план, концентрирующий внимание зрителя на какой-то характерной части пейзажа, дающий достаточно точное представление о нем в целом. Способность детали замещать собою целое — специфическая особенность не только технических искусств.

Ведь и в жизни различные, почему-либо запоминающиеся предметы, звуки, запахи вызывают у нас по ассоциации воспоминания о тех или других образах, событиях. Говоря о тематическом многообразии в фотоискусстве, хочется отметить морские пейзажи — марины. Интересна работа Я. Халипа «Яхты в Финском заливе». Большую коллекцию марин создали мурманские фотолюбители, чей повседневный труд всегда связан с той неустанной и героической работой, которую проводит наш народ по освоению ресурсов морей и океанов.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.