Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Пейзаж. Часть 6

«Чтобы приучить человека видеть с новых точек, необходимо снимать обыкновенные, хорошо знакомые ему предметы с совершенно неожиданных точек, давая полное представление об объекте... Натуру мы не умеем найти, даже не найти, а увидеть, чтобы показать другим. По существу, мы просто слепые и видим только то, что нам передано поколениями. Всякое новое «увидение» вызывает революцию.

Мы привыкли к шаблону — к желтому солнцу, синей луне, голубому небу и т.п. Мы должны все время делать открытия. Ведь первые люди делали больше нас. Нужно больше ездить и видеть новое, чтобы научиться видеть у себя под носом...» С аналогичной проблемой столкнулся и В. Песков, работая над снимком «Днепрогэс».

«Я пришел к выводу, — пишет он, — размышляя над вопросом, как показать людей, нашу страну, ее просторы, стройки, древние памятники и нынешние культурные и хозяйственные ценности, чтобы взгляд на страну был свежим и необычным, нужный эффект могла бы дать верхняя точка съемки. Тогда объекты, даже известные нам по множеству снимков, можно будет увидеть заново».

Увеличить...

Ранее сделанные фотографии Днепрогэса широко известны. В сделанном В. Песковым снимке цель, поставленная автором, была достигнута. Восстановленный после нашествия гитлеровцев наш Днепрогэс производит сильнейшее впечатление. Такой современный, индустриальный пейзаж выражает величие человека, отражает его созидательную силу.

Запечатлевая с высокой точки цепи скал, долины, лесные массивы, морские просторы, панорамы городов, фотохудожники имеют возможность передать грандиозность огромной протяженности пространства. Вывод В. Пескова дает возможность объяснить, почему в наше время мы встречаем множество фотографий в журналах, на выставках и в альбомах, снятых с верхней точки.

Но, отдавая должное свежести и новизне взгляда на известные и, казалось бы, знакомые места с заоблачных высот, не следует отвергать и обычной, «земной» точки-съемки. Рассмотренные снимки представляют собой пример панорамы. Об искусстве панорамы кинорежиссер М. И. Ромм в свое время писал: «Хорошая панорама должна строиться, как ряд открытий. Ее действительное назначение — раскрывать смысл или масштаб происходящего» (* Ромм М. И. Беседы о кино. М., 1964, с. 173).

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.