Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Пейзаж. Часть 5

Здесь уместно вспомнить замечательного французского фотографа-реалиста Эжена Атже, который работал в первой четверти нашего века, в годы, когда в фотографии господствовало подражание живописи. Он выступал против камерной светописи и утверждал самостоятельность подлинно фотографического видения. Тридцать лет он фотографировал Париж и его окрестности, имея цель — вопреки тогдашней моде на салонную фотографию — сохранить в снимках истинный облик города и его обитателей.

Рассматривая фотографии, можно только удивляться, каким образом Атже удавалось уловить особенные, не воспринимаемые привычным взглядом черты городской культуры, характерные для Парижа тех дней. Подлинный гуманизм Атже проявился наиболее ярко в кадрах уличных сцен. Атже показывает простых людей — уличного продавца зонтиков, старьевщиков, цветочника в их повседневной жизни, в привычной им среде.

Увеличить...

В своем творчестве Атже выступает как художник-реалист. Его фотографии привлекают документальностью, непосредственностью, неподдельной простотой. Нигде он не нарушает и основного своего творческого принципа: произведение фотоискусства эстетически полноценно только тогда, когда создается на основе специфики его выразительных средств. Раньше других он ощутил истинную природу фотографии, ее документальную основу.

Атже всегда стремился не к зеркальному копированию, а к выявлению сущности реальности. Ему удалось запечатлеть современников, показать их жизнь. Запечатлеть реальность — это задача настоящего фотографа-художника. Так, например, еще А. Родченко писал: «Революция в фотографии состоит в том, чтобы снятый факт благодаря качеству «как снято» действовал настолько сильно и неожиданно всей своей специфичной для фотографии ценностью, что можно было бы не только конкурировать с живописью, а показывать всякому новый, совершенный способ раскрывать мир...

Увеличить...

Проще говоря, мы должны найти, ищем и найдем новую... эстетику, подъем и пафос для выражения фотографией наших новых социальных фактов. Снимок вновь построенного завода для нас не есть просто снимок здания. Новый завод на снимке — не простой факт, а факт гордости и радости индустриализации Страны Советов, и это надо найти «как снять». Мы обязаны экспериментировать...» Традиции, сложившиеся еще в 20-е годы, сохраняются мастерами последующих поколений. Продолжает лучшие традиции мастерства и такой мастер фотографии, как В. Песков. Давайте сопоставим высказывания А. Родченко и В. Пескова.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.