Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Пейзаж. Часть 4

Фотограф-художник А. Перевощиков работает в своей манере, ищет свои пути в фотоискусстве, его привлекают зимние пейзажи или картины туманного прохладного дня, он живописует природу, скованную суровыми русскими морозами, ландшафты весеннего зябкого утра или хмурой дождливой осени. Он владеет такими художественными фотографическими средствами, которые позволяют ему ярко раскрыть красоту родной природы. Таким является его снимок «Сухое дерево».

В пейзаже А. Маркина «На Дону» также проявляется поэтический склад творчества автора. Лучи заходящего солнца пробиваются сквозь влажные серебристые облака и создают сверкающие блики на воде. Здесь Маркиным хорошо передана фактура воды, что очень важно при всех съемках пейзажей с водой. В снимке отчетливо проступает направленный солнечный свет, несмотря на то что освещение в целом здесь рассеянное, мягкое.

Все это говорит о правильно выбранной общей тональности снимка, способствующей выражению его содержания. Все эти пейзажи можно охарактеризовать как лирико-поэтические, эмоциональные. Про них С. М. Эйзенштейн как-то заметил: «...Везде эмоциональный пейзаж оказывался образом взаимного погружения друг в друга человека и природы».

Пейзажем как средством образного выражения чувства и мысли, пользуются многие наши современные мастера. Снятые с самолетов и вертолетов панорамы показывают, как в новых условиях съемки пейзаж приобрел необычайную силу выразительности, как бесконечно расширилось пространство кадра. Так же как и художники, фотографы-пейзажисты воспевают красоту природы, красоту Родины. Индустриальные пейзажи вызывают в нас иные мысли, чувства и эмоции, нежели лирико-поэтические.

Гигантское сооружение, созданное в пустыне руками нашего народа, мы видим на снимке Ю. Куйдина «Опреснитель на Мангышлаке». Фотография, как известно, неразрывно связана с действительностью, с актуальными проблемами социальной жизни, с великими проблемами века. И то, в какой мере тот или иной мастер своими произведениями способствовал развитию фотографической образности, формированию языка фотографии и ее творческого метода, определяет его вклад в развитие фотоискусства.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.