Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Пейзаж. Часть 3

Попробуем разобраться, для чего нужно снимать окружающую нас природу, какие возможности открываются перед фотографами при съемке пейзажей. Чем так привлекает фотохудожников изображение пейзажей? Какие задачи решают они, создавая свои произведения в этом жанре? Фотографический пейзаж безгранично расширил область наших зрительных впечатлений, сделал возможным получение визуальной информации независимо от непосредственной связи человека с созерцаемым предметом.

Он позволил увидеть мир, «не выходя из дома»: увидеть Днепрогэс и усадьбу колхоза «Украина», лунный пейзаж и вулканы Камчатки. Таким образом, становится понятным значение фотографического пейзажа в повышении роли зрительной информации в духовной жизни современного человека и, главное, в превращении данной информации в достояние широчайших масс людей. Фотография соединила документальное изображение реального мира с художественным его осмыслением, т.е. предельно сблизила искусство с действительностью.

Увеличить...

Она начала трансформировать эстетическое сознание современного человека, ориентируя его на художественное освоение событий. Анализируя пейзажные снимки, люди, глубоко не разобравшиеся в них, иногда называют их натуралистическими. Буквальное значение слова «натуральный» — «природный». Следует уточнить использование этого слова применительно к искусству. Натурализм проявляется там, где художник все поведение человека рассматривает как поведение представителя биологического мира, определяемого не социальными мотивами, а только животными инстинктами — голодом, страхом и др.

В чем ошибка такой установки? Отнести человека к миру животных не позволяет его социальная сущность. Отказ от объяснения психологии и поведения человека причинами социальными, классовыми, равно как и отказ от идейности, характерен для разных оттенков натурализма. Природа созвучна чувствам, настроению и эмоциональному состоянию человека. Это и привлекает художников в пейзажах. Пейзаж воспроизводит окружающую человека природу во всем многообразии ее форм, состояний. В лучших пейзажах эмоциональность сочетается с глубиной идейного замысла.

Пейзажи выдающихся русских художников И. Е. Репина, А. М. Васнецова, И. И. Левитана помогают фотографам понимать русскую природу, ее живописную трактовку. Однако фотографический пейзаж отличается от живописного не только техникой воспроизведения, но и самими изобразительными средствами. Как пример живописного понимания жанра пейзажа можно привести фотографию С. Иванова-Аллилуева «Избушка лесника». Взгляните, как напоен воздухом лес на снимке Б. Игнатовича «Осень». Пейзаж, натура — предмет особенного внимания фотографа.

Увеличить...

Воздух, например, является одним из труднейших объектов изображения. Только погружая пейзаж в воздушную среду, то сверкающую и блестящую, то глухую и тусклую, можно передать подлинную атмосферу натуры. Мягкий рисунок, мягкая живописная манера вызывают чувство безмятежного покоя, которым полна природа. Б. Игнатович воспринимает природу созерцательно, сквозь призму личных переживаний, тонко чувствует свето-воздушную среду.

Это не просто картина природы, тот или иной уголок леса или парка, это прежде всего обобщение длительных наблюдений, проникновение в сущность явления и отражение настроения фотохудожника. Б. Игнатович, С. Иванов-Аллилуев и др. не искали в природе ничего необычного или эффектного, они умели находить художественную прелесть в обыденном, значительность в повседневном.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.