Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Пейзаж. Часть 2

Хотя существует прямая связь пейзажа в фотографии с пейзажем в живописи, между ними нельзя ставить знак равенства. В фотографическом пейзаже проявляются особенности изобразительности, характерной техническим искусствам. Уступая кое в чем традиционным изобразительным искусствам, пейзаж в фотографии способен полнее передать природу и активнее вовлекать зрителя в творческий процесс фотографа-художника.

Фотограф способен запечатлеть на пленке перспективные соотношения отдельных частей пейзажа, приближающиеся к тому, что мы привыкли видеть невооруженным глазом. (Имеется в виду, что фотограф пользуется нормальной оптикой.) В таком случае и создается иллюзия достоверности. В то же время фотограф не обречен на положение протоколиста видимого мира. Такие важнейшие для пейзажа выразительные средства, как линейная и воздушная перспективы, ракурс, оптика, служат фотографу не столько для точного воспроизведения видимого мира, сколько для достижения выразительности.

Увеличить...

Дело даже не в том, что существующие оптика и пленка не способны воспроизводить перспективные и свето-цветовые соотношения точно так, как их видит наш глаз. Фотограф-художник не ставит себе целью повторить в своем пейзаже реально существующий ландшафт. Он видоизменяет его в зависимости от замысла творческой задачи, используя определенную оптику и пленку, добивается необходимой художественной выразительности, которая не исключает, а подчеркивает на снимке впечатление достоверности пейзажа.

Изображения пейзажа в фотографии и живописи существенно разнятся. Проистекает это прежде всего оттого, что на натуре, т.е. под открытым небом, диапазон между светлым и темным, между ярким и блеклым необычайно велик: плывущее над вспаханным полем, освещенное солнечными лучами белое облако более чем в 20 тысяч раз светлее взрыхленной плугом земли — интервал яркостей составляет соотношение 1:20 000.

А краски — белила, например, которыми художник написал бы облако в картине, — всего в 70 раз светлее черной краски, изображающей вспаханную землю. Однако и такой сравнительно небольшой перепад светлых и черных тонов в живописи бывает при идеальных условиях, а практически он значительно меньше.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.