Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Пейзаж. Часть 1

— один из самых распространенных жанров в современном фотоискусстве. Нет такого фотохудожника, который не попробовал бы себя в этом жанре. Это и понятно. Ни один из них не может устоять перед соблазном запечатлеть на пленке красивый вид или те изменения в ландшафте, которые возникли в результате гигантских по своему размаху работ по преобразованию природы: наши новостройки, необозримые дали колхозных полей или водная гладь морей, созданных руками человека.

Среди различных жанров изобразительного искусства — портрета, многофигурной композиции, батальной сцены и даже натюрморта — пейзаж в современном понимании этого термина появился сравнительно поздно. Так, древние греки почти не знали пейзажной живописи. Вначале он встречается крайне редко и выступает как фон, фрагмент в портрете.

Только в XVII веке голландские живописцы, используя открытые к тому времени законы перспективы, стремясь передавать в картине свое ощущение прекрасного в природе, утвердили пейзажную живопись как самостоятельный жанр. Причина внимания фотографов к пейзажу понятна. То, чего добилась живопись в результате длительного своего развития — умения создавать линейную и воздушную перспективу, — в фотографии делалось почти механически.

Увеличить...

Линейная да и отчасти воздушная перспективы здесь возникают сами собой. Для этого фотографу нужно обладать только элементарными техническими навыками, профессиональным умением обращаться с фотоаппаратом. В то же время в фотографии, как и в живописи, необходимо передать поэтическое ощущение природы, побуждающей человека к вдохновенному труду.

Вместе с тем даже талантливый фотограф, вооруженный всеми выразительными возможностями фотоискусства, воспроизводя какой-либо ландшафт, не в состоянии вызвать у зрителя такое же ощущение пространства, какое охватывает человека в действительности, когда он находится в горах, в открытом море или внутри огромного архитектурного сооружения. Таким образом, не приходится говорить о непосредственном эффекте присутствия при показе даже необычайно выразительных кадров пейзажа.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.