Искусство фотографии. На главную

 


Глава III. Пространство, движение, время

Отражение пространства. Часть 4

Пространственный строй изображения определяется не только перспективными изменениями размеров, тона, цвета и резкости предметов, но еще и заслонением предметов. Однако по заслонению трудно установить, насколько один предмет расположен дальше другого; поэтому говорят, что заслонение пространства — это отображение пространства «без метрики расстояний». Взгляните на снимок Б. Томбака «Калининский проспект». На нем одно здание заслоняет другое, и кажется, что между ними нет пространства. Но на самом-то деле одно отстоит от другого на значительном расстоянии.

Увеличить...

Снимок сделан длиннофокусным объективом, который сближает все, что попадает в его поле зрения. Наряду с этим, например, низкая точка съемки способствует большему заслонению предметов и усиливает иллюзию пространства. Если на снимке, допустим, виден пол, участок земли, улицы или горизонт, то становится очевидной и разная удаленность предметов.

Поэтому линия горизонта помогает усилению линейной перспективы и тем самым выразительности изображения пространства. Здесь же уместно вспомнить, что и ракурсные снимки позволяют отображать пространство. Так, при нижнем ракурсе перспектива усиливается. Расположенные вблизи к аппарату объекты или их детали на снимке получаются преувеличенно большими.

Например, в спортивных съемках при низком ракурсе не только достигается динамизм снимка, но и подчеркивается высота, допустим, прыжка или соскока со снаряда. Наоборот, при верхнем ракурсе создается ощущение приниженности, сокращения размеров пространства. Говоря о пространстве в фотографии, можно привести еще один интересный пример. В некоторых снимках резко обозначенная, жестко закрепленная игра взаимоотражающих плоскостей ведет к необычному смешению пространственных зон.

Это объясняется тем, что у фотографического изображения оказалась несколько иная пространственная структура, чем у привычно рисованного, хотя научные принципы построения перспективы были известны уже очень давно и с успехом применялись в изобразительном искусстве со времен Возрождения. Фотография иначе относится к пространству и времени, чем рисунок, и в этом кроется ее отличие от традиционных искусств.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.