Искусство фотографии. На главную

 


Глава III. Пространство, движение, время

Рассмотрим некоторые удивительные качества, присущие произведениям традиционных искусств, а также и фотоискусству. Наличие в произведениях искусства пространства, времени и движения характеризует высокое мастерство художника, его умение вызвать эстетические впечатления и от самой действительности, и от искусства.

Отражение пространства. Часть 1

Скульптура — единственное из изобразительных искусств, создающее не условную, а реальную предметность. Фотографу Н. Беляеву удалось сделать удивительно выразительный снимок портрета дважды Героя Советского Союза, летчика-истребителя, гвардии майора А. С. Смирнова. Это высокая степень фотографического мастерства. Фотографу удалось исключительно правдиво передать напряженность, экспрессию скульптуры.

Какими же средствами удалось здесь достичь таких прекрасных результатов? Выбор точки съемки, ракурс, освещение — все это вместе взятое обеспечило отражение основной идеи скульптора Н. Томского — не только передать облик человека, но и показать его твердый, целеустремленный характер. Выбранная фотографом композиция снимка свидетельствует о его мастерстве, его наблюдательности, внимании к форме и освещению.

Фотография представляет собой изображение на плоскости, т.е. отображение на плоскости определенного видимого пространства. Однако, как уже указывалось, невозможно изобразить просто пространство без предметов, находящихся в нем. Поэтому пространство отображается в фотографии только через пространственное расположение предметов, людей и других снимаемых объектов. Однако даже в этом, казалось бы, не вызывающем возражений утверждении можно встретить парадоксы.

Посмотрите внимательно на снимок «Без названия», сделанный американским фотографом Паулем Отербриджем еще в 1922 году. На снимке объемная форма (по-видимому, она не является бруском с параллельными гранями) покоится на плоскости или плавает в пространстве, которое не может быть определено. Загадка усугубляется еще и реально существующим и специфическим освещением предмета.

Увеличить...

Хотя предмет и воспринимается, но представить его себе в целом, как нечто определенное, практически невозможно. Невозможность эта выступает отчетливо. По этому снимку невозможно судить ни о размерах предмета, ни о пространстве, ни о его пространственном положении. Трудно сказать, большой это «кирпич» или очень маленький, где и на чем он покоится.

Как видим, из этого снимка вытекает много вопросов. Если фотография документальна, то может ли этот снимок быть документом? Добавим, что это знаменитый снимок. Он находится в числе самых интересных 100 фотографических работ в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.