Искусство фотографии. На главную

 


Глава III. Пространство, движение, время

Несколько слов об эстетический категориях. Часть 3

Чаще всего с комическими снимками мы встречаемся в жанровых сценках — юморесках (* Юмореска — небольшая музыкальная пьеса, обычно шутливого, юмористического характера, в литературе — юмористическая миниатюра в прозе или стихах. Здесь мы применим этот термин по аналогии и к фотографии), случайно подсмотренных в жизни.

Как правило, главным объектом комического в искусстве являются все еще встречающиеся в нашей повседневной действительности недостатки, человеческие пороки и слабости. Как часто осмеянию подвергаются отстающие школьники, нерадивые дети (вспомните, например, картину Ф. Решетникова «Опять двойка»), неряшливость, лень, чрезмерное баловство. Но объектом комического может быть и положительный герой — он тоже может иногда вызвать смех.

Увеличить...

Наблюдательность, острая реакция помогли фотографу увидеть в повседневности и запечатлеть комический эпизод. Снимок «Велосипедист» экспонировался на многочисленных фотографических выставках и публиковался в печати и неизменно вызывает интерес и создает веселое настроение.

Но главное в комическом — это обнажение социальных пороков, осмеяние старого, отжившего, но еще существующего в жизни и даже кажущегося страшным. Смеясь над такими явлениями, мы чувствуем себя сильнее, они перестают страшить нас. В этом важная социальная роль комического. Говоря о смешном и комическом, нужно различать два совершенно различных случая.

Во-первых, фотограф может легко запечатлеть какую-то случайную комическую ситуацию, происходящую в жизни. Такой снимок вызывает смех, улыбку. Фотография в этом случае использовалась только как способ фиксации ситуации. Во-вторых, может быть случай, когда смешное возникает только в результате фотографирования, как, например, на снимке В. Шандрина «В пылу атаки». Хотя этот снимок и вызывает улыбку, но и его нельзя рассматривать как комическое в фотографии.

Ведь комическое обязательно несет и утверждает определенные общественные идеалы. Так, в ряде произведений литературы, живописи высмеиваются, например, религиозные представления. Еще К. Маркс писал: «Богам Греции, которые были уже раз — в трагической форме — смертельно ранены в «Прикованном Прометее» Эсхила, пришлось еще раз — в комической форме — умереть в «Беседах» Лукиана. Почему таков ход истории? Это нужно для того, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым» (* Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. М., 1983, т. I, с. 91).

Комическое в фотографии подчас выступает как деталь, подчеркивающая трагизм основного изображаемого события. Обратимся, например, к живописи, к известной картине Ф. Журавлева «Купеческие поминки». Художник, используя богатые возможности натюрморта, дает уничижительную характеристику собравшимся на поминки представителям купеческой среды и служителям церкви.

Зритель видит, что в углу комнаты вместе с пустыми бутылками и остатками закусок свалены и предметы религиозного культа. Эта деталь выполняет определенную функцию — разоблачает ханжество служителей церкви. Снимки, вызывающие улыбку, мы находим особенно часто среди спортивных серий. Они выполняют ту же функцию — показать, что и в драматичной спортивной борьбе бывают юмористические моменты.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.