Искусство фотографии. На главную

 


Глава III. Пространство, движение, время

Несколько слов об эстетический категориях. Часть 2

Американским фотографом Юджином Смитом в 1948 году сделан снимок «Сельский врач». Ухаживая за ребенком, которого ударила лошадь, врач переживает глубокую трагедию, и это удалось уловить фотографу: он показал нам глаза врача, его отрешенный взгляд. Здесь мы хорошо видим, на какую силу выразительности способна фотография.

Трагическое — это страдание и гибель героев. Но не всякое человеческое страдание эстетика рассматривает как трагическое. «Эстетическая категория трагического — это выражение борьбы нового со старым, прогрессивного с отжившим, острый конфликт между ними, из-за неразрешимости которого и гибнет герой» (* Эренгросс Б. А. Удивительная наука эстетика!.. М., 1977, с. 71).

Гибель героя в искусстве обычно утверждает те идеалы, за которые он борется и погибает. Много трагических снимков, обладающих огромной силой воздействия на зрителей, создали советские фоторепортеры за время Великой Отечественной войны. Но, пройдя все ужасы войны, перенеся все страдания, советский народ добился победы. Многие фотографии этого периода отразили радость нашей победы.

Увеличить...

Уже отмечалось, что каждая из эстетических категорий имеет свои особенности. Комическое и смешное не одно и то же. Комическое — это утверждение или отрицание. А утверждение и отрицание всегда ведется от какой-то мерки. То, что соответствует ей, одобряется, то, что не соответствует, порицается. В эстетической оценке действительности такой меркой являются представления о прекрасном, эстетический идеал.

Объективно существующие в жизни специфические особенности комического (так же как и трагического) получают отражение в сознании людей, порождают чувство комического, осознаются в соответствующих эстетических категориях и наиболее полно отражаются в искусстве. Смех осуждает то, что несовместимо с эстетическим идеалом, противоречит ему. А так как эстетический идеал всегда определяется обществом и господствующими в нем взглядами, то через него комическое оказывается связанным и с общественными идеями.

Осмеянию подвергаются человеческие недостатки и слабости: рассеянность, грубость, неловкость, хвастовство, ханжество. Фотограф может их обнаружить и показать в смешном виде. Комический эффект возникает, когда предмет употребляется в несвойственном ему назначении, когда смешивается главное и незначительное при неожиданном сопоставлении, как, например, на фотографии Ф. Достала «Велосипедист».

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.