Искусство фотографии. На главную

 


Глава III. Пространство, движение, время

Несколько слов об эстетический категориях. Часть 1

Во введении мы указывали, что фотограф должен уметь понимать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и героическое, высокое и низменное в жизни и в искусстве. И не только понимать, но и поведать обо всем этом зрителю. Прекрасное — это понятие, обозначающее наиболее красивое, самое красивое и служит для оценки какого-то предмета или явления в целом.

А красивое — понятие более узкое и служит для характеристики определенных сторон и отдельных свойств. Например, человек красивый внешне не обязательно прекрасный человек и, наоборот, прекрасный человек вовсе не обязательно красив. Увидеть, запечатлеть и показать внутреннюю красоту человека, научиться ценить ее, восхищаться ею помогает фотография. Но не только в фотопортретах мы находим прекрасное.

Сколько сокровенных струн затрагивают в душе каждого из нас пейзажи нетронутой природы. Прекрасное мы находим и в фотографиях современных новостроек, новых городов, перекрытых плотинами рек, видим на картинах новой, преображенной человеком природы. Человек в жизни, как правило, не обходится без романтики и героического примера.

Социалистический общественный строй, вся жизнь и работа нашего народа предоставляют каждодневно искусству и особенно фотографии многочисленные примеры героизма. Вот почему советская фотография богата прекрасными фотоработами, открывающими все новые и новые грани характера нашего современника.

* * *

Трагическое и комическое существуют только в жизни общества, природе они не свойственны. Подобно тому как чужды природе добро и зло, не знает она ни трагических слез, ни комедийного смеха. Источником трагического в искусстве служат жизненные трагедии.

Неисчислимые трагедии приносят людям войны. Взгляните на фотографию Семена Короткова «Мать». На этом снимке фотограф запечатлел старую женщину, которая бережно держит в руках портрет погибшего на войне сына. Впервые снимок появился в 1965 году в газете «Комсомольская правда».

Увеличить...

Писатель Георгий Гулиа сказал о фотографе: «Он сумел запечатлеть то, что невозможно передать никакими словами. Не горе одной матери солдата, а нечто большее — скорбь матери всего человечества». Фотографу удалось создать волнующее произведение фотоискусства. Заслуга его в том, что лаконичной композицией, продуманностью всех ее элементов он сумел передать трагическое душевное состояние женщины.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.