Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Натюрморт. Часть 3

Главный предмет почти всегда находится дальше переднего плана (это дает взору необходимый простор), передний же план чаще заполнен мелкими вещами, не загораживающими пространство. Законченным считают натюрморт тогда, когда уже ничего нельзя изменить без того, чтобы не нарушить цельного впечатления. Однако добиваются этого только те фотографы, которые могут еще и хорошо установить свет, т.е. осветить его.

Отделить фон от предмета, добиться абриса предметов, выявить светом формы и фактуру поверхностей, убрать или выявить тени — все это определяется искусством и мастерством фотографа. Работая над натюрмортом, особое внимание фотограф уделяет передаче фактур на фотоснимке, так как они не только увеличивают сходство изображения с оригиналом, но и во многом усиливают живописные качества снимка.

Решающее значение при передаче фактур имеет выбираемое освещение. При освещении матовых поверхностей с мелкой, едва различимой поверхностной структурой учитывают их свойство диффузного отражения света (* диффузия света — распространение света во все стороны независимо от направления падающего пучка, происходящее при отражении от матовых и шероховатых поверхностей или при прохождении через мутную среду).

Благодаря такому отражению и мельчайшему, не воспринимаемому глазом строению самой фактуры, снимаемые предметы нуждаются в особо тонкой световой обработке. В этих случаях светом очерчиваются складки, изгибы, грани объемных форм, что обогащает рисунок тональными переходами, уничтожает однообразие тона, возникающее на плоскости с матовой поверхностью.

Увеличить...

В выразительных натюрмортах с вещами матовых фактур не должно быть избытка света. В противном случае матовые фактуры на снимке полностью исчезают, освещаемые поверхности становятся совершенно однотипными или, как говорят, «забитыми светом». При этом зачастую теряется и пластика объемных форм, объект на снимке становится плоским, изображение невыразительным.

Для выявления поверхностей требуется их освещение косыми пучками направленного света, как бы скользящего по освещаемым предметам. Такой свет обрисовывает выпуклости и впадины шероховатых поверхностей, подчеркивает их структуру. При освещении глянцевых фактур мастер учитывает, что на них возникают блики, которые всегда хорошо видны. Здесь используют направленный свет, косые световые пучки, так как только они выявляют эту фактуру.

Наряду с направленным применяют и общий рассеянный свет. Он повышает освещенность поверхности площади. Тем самым снижается контраст между тоном поверхности и бликом. Сложны для освещения натюрморты, имеющие зеркальные поверхности. Из-за отсутствия диффузного отражения яркие жесткие блики в местах зеркального отражения луча и самого источника света и очень незначительная яркость других участков приводят к выявлению высокого интервала яркостей на снимке.

Диффузия света, является основным условием видимости тела и состоит в том, что каждая точка освещенного тела становится источником света, испускающим лучи во все стороны. Если тело не обладает диффузным рассеиванием света, его нельзя видеть, как мы не видим чистого воздуха, хороших витринных стекол, чистой поверхности зеркала. Классический натюрморт является полной противоположностью натюрморту, который снимают «фотореалисты» (особое направление у художников-абстракционистов).

Его преимущественная тема — не вещи (ведь вещи всегда связаны с человеком, несут на себе отпечаток его жизни), а товары, продукты машинного производства, только что вышедшие с конвейера, упакованные в блестящий пластик или целлофан, — вещи, еще не тронутые человеком, не вошедшие в его жизнь, и потому абсолютно безличные. Именно такой «натюрморт» мы видим на снимке американского фотографа Пита Турнера «Столовый прибор».

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.