Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Натюрморт. Часть 2

Натюрморт являет собой своеобразный документ, повествующий об укладе и стиле жизни людей в конкретное время, об уровне развития культуры, науки, техники в обществе, т.е. того, что принято называть «духом времени». В современной фотографии особенно интересен репортажный натюрморт. Он своеобразно и интересно раскрывает мир современного человека, в нем наиболее ярко проявляются предметы нашего времени.

Подобные снимки появляются как результат острого и необычного видения самых обычных вещей — случайно положенных орудий труда, кажущегося беспорядка в мастерской художника и т.п. Натюрморт применяется современными фотомастерами при создании тематических картин. Детали, вещи, представленные в фотографии, помогают глубже передать смысл всего происходящего и зафиксированного на снимке.

Одни предметы являются частью окружающей среды, бытовой подробностью, другие — носят ярко выраженный поэтический, обобщенный характер, чаще всего в них совмещается и то, и другое. Мысль о тесном, сложном взаимодействии героя и обстановки, концентрированной образной и смысловой выразительности фона верно и точно отличает один из решающих принципов декорационного решения многих известных снимков.

В любом тематическом снимке не существует изображения человека вне фона — среды и обстановки действия. Материальность фона, его жизненность становятся одним из условий творчества в фотоискусстве. Точно переданные на снимке фактура фона, различные предметы обстановки и т.д. дополняют характеристику события, запечатленного на снимке, или раскрывают характер человека, сливаясь в многоплановый изобразительный рассказ.

Роль среды и обстановки очень велика во всех жанрах фотоискусства. Часто окружающая среда, предметы, изображенные на снимке, играют важную драматургическую роль, характеризуют зрителям не только место действия и обстановку события на снимке, но и влияют на образный строй всего фотопроизведения.

Зритель воспринимает героев, их поведение в зависимости от конкретной обстановки, видимой на снимке, от определенной степени изобразительной активности и изобразительного решения (тональность, колорит, фактура и т.д.). Отмечая непременную связь человека и фона, следует помнить, что последний всегда остается в снимке подчиненным образу человека. Предметы, фон лишь раскрывают характер человека, его образ, но не являются самоцелью творчества.

Степень активности натюрморта, фона всегда определяется задачей фотосъемки, драматургической нагрузкой и избранным решением. Особая роль отводится натюрморту в цветном тематическом фотопроизведении: цвет не только увеличивает материальность предметов, но и расширяет образные возможности. Колористическое решение снимка главным образом зависит от трактовки фона, от сочетания его с другими изобразительными элементами композиции.

В фотографии выбор места для съемки уже является организацией фона в кадре. В тех случаях, когда имеется возможность подготовить место действия, события, фотограф обязательно ставит в зависимость от содержания снимка и выбор фона. Своеобразными фонами являются доски, исписанные формулами, нотными знаками и т.п. Их показ должен быть резким, отчетливым. Поэтому для выявления пространства и деталей в фотографии пользуются короткофокусной оптикой, конкретизирующей изображение по фону.

Масштабные темы требуют яркой выразительной формы и в то же время достойной этих тем простоты изображения, тщательнейшего отбора средств выразительности. К сожалению, непонимание больших возможностей жанра натюрморта для решения больших эмоциональных и идейных задач приводит к появлению иногда пустых, бессодержательных, невыразительных фотографических поделок.

Натюрморт относится к постановочным жанрам фотосъемки. Какие бы цели ни преследовал фотограф при составлении натюрморта, он должен всегда стремиться скомпоновать его так, чтобы в постановке, во-первых, были ясно выражены основная задача, основной замысел, а во-вторых, было бы достигнуто наиболее удачное композиционное решение натюрморта. В этом смысле удачен натюрморт «Завтрак».

Уже отмечалось, что вопросы композиции являются одними из основных в фотографическом искусстве. Особенно они важны при работе над натюрмортом, над компоновкой, где можно, сообразуясь с теми или иными задачами, подобрать определенные предметы, разместить и осветить их по своему усмотрению.

Приступая к компоновке, фотограф выделяет то место пространства, где предполагает поместить натюрморт и организовать для него так называемый задник, который послужит преградой для нашего взгляда, иначе трудно будет сосредоточить внимание на предметах постановки. Композиция натюрморта решается равновесием его отдельных частей; при этом имеются в виду не только сами предметы, но и изображаемая вместе с ними часть пространства.

Обычно в хорошем натюрморте предметы расставлены так, что один из них (чаще самый крупный) является главным, обращающим на себя внимание зрителей. Он, конечно, должен полностью отвечать теме натюрморта. Остальные предметы размещаются так, чтобы, во-первых, направить внимание зрителя на главный предмет, а во-вторых, уравновесить все части постановки. Только при соблюдении этих условий натюрморт воспринимается как неразрывное композиционное целое.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.