Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

В художественном творчестве «богатство и разнообразие речевых жанров необозримо, потому что неисчерпаемы возможности разнообразной человеческой деятельности...» (* Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 237). Эти слова вполне могут быть отнесены и к фотографическому творчеству.

Как же классифицировать произведения фотоискусства по жанрам? Обратимся для начала к другим искусствам. В кинематографе преобладает классификация по жанрам в зависимости от темы: исторический, историко-революционный, научно-фантастический, приключенческий фильмы и т.п. В живописи определились свои жанры: религиозно-мифологический, батальный, портрет, натюрморт и др.

В фотографии утвердились такие жанры, как портрет, пейзаж, интерьер, жанровая фотография (темы: детская, спортивная, о животных). Нельзя, однако, понимать такое деление на жанры чем-то застывшим и общепринятым, так как насчитывается бесчисленное количество смешанных форм, их переплетения, взаимопроникновения.

Можно классифицировать произведения фотоискусства и по их познавательной емкости, т.е. когда принципы сюжетно-тематического отбора имеют в своей основе не только качественные, но и количественные критерии. Действительно, различие между одним фотоснимком и фотоочерком, между фотоочерком и тематическим фотоальбомом определяется только объемом осваиваемого жизненного материала, а круг изображаемых явлений, т.е. тематика, может оставаться одной и той же.

В последнее десятилетие наблюдается значительный рост количества выпускаемых фотоальбомов и фотокниг. Василий Михайлович Песков создал прекрасную книгу о нашей стране — «Шаги по росе» (1963). За нее он был удостоен почетного звания лауреата Ленинской премии. Удачно сделана и фотокнига «Глазами детей», выпущенная издательством «Прогресс». Построенная на основе снимков фотолюбителей-школьников, она стала серьезным художественно-публицистическим изданием. Прекрасно издан фотоальбом «Неринга» цветных снимков литовского мастера фотографии Антанаса Суткуса.

Как видно из приведенных примеров, роль фотографии в обществе существенно возрастает. Буржуазный философ Маршалл Маклюэн, например, провозгласил грядущую гегемонию визуального образа и даже близкую «смерть галактики Гутенберга», понимая под этим образным выражением все, что выходит из-под печатного станка, например, книги. Вряд ли можно согласиться с таким парадоксальным прогнозом.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.