Искусство фотографии. На главную

 


Глава IV. Выразительные приёмы

Масштаб и масштабность. Часть 4

Зрелищные иллюзии, связанные с перспективой, могут сознательно использоваться для создания эффектов, усиливающих эмоциональное воздействие композиции. С их помощью можно подчеркнуть глубину пространства или, напротив, добиться ее кажущегося сокращения. Они могут изменить и воспринимаемое соотношение размеров и объемов. Оценка трех измерений пространства взаимосвязана: определить одно, не составив представления об остальных, невозможно.

Для того чтобы составить представление о предмете значительных размеров, человек совершает быстрое и бессознательное движение глаз. Непрерывная смена точек фиксации взгляда создает впечатление единовременной видимости целого. Этот процесс непрерывно корректируется мозгом, хотя мы и не отдаем себе в этом отчета. Глаз задерживается на главном (или на том, что кажется главным).

Подвижность взгляда ведет к тому, что восприятие охватывает широко развернутую панораму, каждая часть которой наблюдается глазом в пределах небольшого угла зрения. Изображение в перспективной проекции кажется нам искажающим натуру, если оно построено для угла зрения, более широкого, чем 35—40°, и в то же время чрезмерно фрагментарным, если оно не выходит за пределы этого угла.

Увеличить...

Чем отличается работа глаза от работы фотографического аппарата? Принципиальное отличие работы глаза от работы фотоаппарата определяется участием сознания в процессе видения. Глаз видит более целостно, он отбирает главное и акцентирует на нем внимание. Фотоаппарат, естественно, этого сделать не может. Зрительный процесс означает «схватывание», быстрое осознание нескольких характерных признаков объекта.

Способный карикатурист при помощи небольшого числа удачно выбранных линий может создать удивительное сходство портрета и личности. Фотоаппарат регистрирует все детали с одинаковой точностью. Наше восприятие же этого не делает. Живопись и рисунок своей обобщенностью отражают эту особенность зрения, и, таким образом, они ближе к живому восприятию, чем фотография или вычерченная перспективная проекция.

Можно говорить о комплексной системе построения фотографического изображения. Это и позиция лепки, свободная игра тональных контрастов, использование напряжения между резкостью и расплывчатостью очертаний, динамичность композиции. Если все эти элементы или часть из них учтены при съемке, можно говорить о поисках, формировании и определении нового типа фотографического изображения, полного жизни, активности и движения.

В этой системе получает новое целенаправленное, т.е. сознательное, а не случайное, назначение съемка сверху и снизу, уменьшенная или крупная деталь, а также построение композиции по диагонали. Ярким примером такой новаторской, в лучшем понимании этого слова, манеры является снимок В. Шонты «Прыжок с вышки». Снимок получился выразительным, он привлекает внимание своим свежим и оригинальным решением. Немалое значение в этом прекрасном динамичном снимке играет найденная автором необычная композиция.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.