Искусство фотографии. На главную

 


Глава IV. Выразительные приёмы

Масштаб и масштабность. Часть 3

Другой пример. Когда на натуре предметы, находящиеся на определенном расстоянии, видны сквозь пелену воздушной дымки и имеют менее четкие очертания, чем предметы, расположенные на переднем плане, мы знаем, что первые расположены значительно дальше тех предметов, очертания которых ясно видны. Так воздушная дымка и нечеткие очертания предметов создают иллюзию глубины пространства на снимке.

Если какой-либо предмет на фотографии частично закрыт, заслонен другим, нам ясно, что он находится дальше. Когда такое расположение предметов фиксируется на снимке, это тоже создает иллюзию глубины пространства. Освещение также имеет очень большое значение для передачи глубины пространства на фотографии.

Увеличить...

Боковой и задний свет подчеркивает форму и глубину, прямое и рассеянное освещение создают противоположный эффект. Если на фотографии есть несколько одинаковых предметов, причем размеры их последовательно уменьшаются, мы понимаем, что каждый следующий из них расположен дальше предшествующего. Значит, чем меньше они становятся, тем дальше расположены. Здесь налицо правильно переданное на плоскости фотокадра трехмерное пространство.

Наконец, глубина пространства становится очевидной, если предмет снят резко, а фон — расплывчато. В изобразительном искусстве перспективой называют способ изображения на картинной плоскости предметов в соответствии с теми кажущимися изменениями их величин, четкости, форм и цвета, которые обусловливаются степенью отдаленности от их точки наблюдения. На значительных расстояниях начинает сказываться и воздушная перспектива, сокращающая пределы видимости.

В композиции фотоснимка должны быть учтены возможности возникновения перспективных иллюзий, искажающих восприятие. К таким иллюзиям можно отнести привычное, усвоенное опытом представление, сталкивающееся с необычной, незнакомой формой. Так, выбор высоты точки съемки, выбор высоты уровня горизонта в кадре, выбор фокусного расстояния объектива, естественное или искусственное освещение, выбор числа планов и др. являются существенными факторами или средствами композиционного построения снимка.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.