Искусство фотографии. На главную

 


Глава IV. Выразительные приёмы

Масштаб и масштабность. Часть 2

Масштаб — одно из наиболее сложных свойств композиции. В его создании применяется множество различных композиционных средств — ритм, контраст, нюанс и др. Подчинение всех элементов композиции главному элементу снимка, основному масштабу определяет выразительный пластический язык фотографии. Так подчас, чтобы подчеркнуть масштабность, монументальность, значительность основного элемента, в снимок включают и мелкие детали.

Масштабная выразительность снимка во многом зависит от знания фотографом законов зрительного восприятия. Так, расчлененная форма кажется крупнее цельной. В первую очередь это относится к горизонтальным членениям. Светлая поверхность всегда выглядит крупнее, чем равная ей по площади темная. Однородные и одинаково освещенные поверхности, помещенные на темном или светлом фоне, также будут выглядеть по-разному.

Предмет одного и того же размера, расположенный на малой площади или в окружении малых предметов, кажется больше того же предмета, находящегося на крупном поле или среди крупных предметов. Как уже отмечалось, вертикальные линии и формы оказываются больше равных им по размерам горизонтальных линий и форм, причем иллюзия эта довольно устойчива.

Соответственно и форма, расчлененная по вертикали, кажется выше нерасчлененной формы или формы, расчлененной по горизонтали. Все это относится к восприятию размеров, но понятие величины, как мы увидим в дальнейшем, те композиционные приемы, которые мы рассмотрели, помогают нам передать на снимке перспективу.

Перспектива — воспроизведение трехмерного предмета на двухмерной поверхности (в частности, на фотоснимке). Можно назвать несколько факторов, влияющих на перспективу: сходящиеся параллельные линии (линейная перспектива), воздушная перспектива, наложение предметов друг на друга, освещение, уменьшающиеся размеры, ограниченная резкость. Все эти факторы обычно предстают на фотоснимке в различных комбинациях, которые усиливают трехмерность или объемность изображения.

При этом важно помнить, что зритель воспринимает глубину на фотографии только благодаря своему предшествующему визуальному опыту и работе воображения. Другими словами, человек воспринимает трехмерную природу предметов и расстояния между ними на фотографии потому, что ранее наблюдал их реальные соотношения в жизни, в самых различных ситуациях.

Так, например, линии, в действительности расположенные параллельно, для зрителя все больше и больше сходятся в одной точке по мере того, как взгляд уходит за ними вдаль. Поэтому, если мы видим сходящиеся линии на фотографии, то уверены, что они удаляются. Это создает иллюзию глубины пространства, невзирая на то, что мы смотрим на плоскую поверхность.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.