Искусство фотографии. На главную

 


Глава IV. Выразительные приёмы

Масштаб и масштабность. Часть 1

Понятие «масштаб» означает «отношение длины изображаемой линии к длине линии, существующей в действительности». Масштаб может быть выражен в числе (числовой масштаб). Благодаря масштабу мы пользуемся чертежами, картами, планами и фотографиями. В этом случае масштаб выступает как степень соотношения размеров изображаемого и натуры.

Чтобы человек мог реально воспринимать величину видимого, ему необходимо хотя бы подсознательно сравнить размеры вещей с чем-то хорошо известным. Размеры предметов на снимках поверхности Луны, доставленных космическими станциями, зрительно не могут быть оценены, если в поле нашего зрения не попадают предметы известные, которые служат в конкретной ситуации эталоном для сравнения.

Увеличить...

Не воспринимаются размеры и расстояния на фотографиях высокогорного пейзажа, штилевого моря и т.п., если на них нет привычных для глаза предметов, выступающих в качестве сравнительной единицы измерения. В своей созидательной деятельности человек выступает как мера всех вещей. С ним соизмеряется все, что создается на земле. Под этим подразумевается не только простая соизмеримость основных величин с человеком как единицей измерения (вспомните такую меру длины, как локоть).

В искусстве масштабность понимается в более широком смысле, в частности, подразумевается эмоционально-творческая взаимосвязь человека с изображением. Так композиционным и смысловым центром огромной Красной площади стал Мавзолей B. И. Ленина. Чем объясняется такая роль этого здания в сложном, многообразном ансамбле? В первую очередь его значением.

Совершенно исключительное значение Мавзолея определило собой композиционный строй сооружения — строгий, четкий объем, лаконичность и крупность членений. Абсолютные размеры сооружения невелики. Так, Спасская башня выше Мавзолея в шесть раз, собор Василия Блаженного — в пять раз, здание Исторического музея — в четыре раза, а Сенатская башня и ГУМ — в три. Однако, несмотря на это, Мавзолей В. И. Ленина монументален.

Мавзолей находится в зрительном центре ансамбля, на самой высокой части площади. Крупный масштаб обусловил монументальность Мавзолея и то ключевое место в ансамбле площади, которое он занимает. Монументальности, масштабной выразительности достиг C. К. Иванов-Аллилуев в снимке «Москва.

Советская площадь ночью». Несмотря на то что памятник Юрию Долгорукому — основателю Москвы установлен на площади, вокруг которой стоят огромные здания, мастеру удалось так построить фотокомпозицию, что памятник (а он является композиционным и смысловым центром Советской площади) выигрывает в масштабе и на снимке занимает главное, центральное место.

Низкая точка съемки не приводит к перспективным, т. е. ракурсным, искажениям: все масштабные соотношения постамента и фигуры сохранены, подчеркнуто горизонтальное членение памятника, что способствует достижению масштабной выразительности снимка. Прекрасно использован свет. Подсветка памятника прожекторами помогла достичь четкого рисунка и создать большую глубину фона.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.