Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Интерьер. Часть 1

Много общего по своим задачам со съемкой архитектуры имеет фотографирование интерьера. Часто интерьеры архитектурных памятников, общественных зданий различного назначения — дворцов, театров, культовых сооружений — представляют собой самостоятельные произведения искусства со своими неповторимыми пропорциями, декоративным убранством, колористическим решением и своей особой художественной выразительностью.

Так, например, декоративное убранство интерьера — лепные или живописные плафоны, росписи или скульптурные рельефы стен, порталы, колонны, карнизы, лестницы, узорчатые изразцовые печи, витражи, предметы меблировки — может представлять значительный художественный интерес. Все это и привлекает фотографов, в задачу которых входит донести до зрителя то или иное произведение. Рассмотрим снимок известного советского мастера С. Шиманского «Вестибюль в здании Академии художеств в Ленинграде».

Художник-фотограф использовал мягкий, рассеянный свет, падающий из больших окон, который создает мягкие светотеневые переходы, обрисовывающие колонны и скульптуры. Чтобы показать интерьер, фотограф обычно старается документально точно воспроизвести его детали. Для этой же цели может быть использован фотоэтюд, передающий общий характер интерьера, или фотохудожественная картина. Но здесь точное воспроизведение каждой детали не обязательно.

Увеличить...

Так как охватить все стены замкнутого помещения нельзя, то чаще всего в интерьерной фотосъемке используется фрагмент. Он позволяет заострить внимание зрителя на наиболее характерных и интересных, а следовательно, и на наиболее существенных, главных элементах интерьера. В более широком смысле под интерьером в фотографии понимают фотосъемку в любом закрытом помещении: комнате холле, концертном или спортивном залах, цехе завода или на станции метро.

При работе в интерьере фотограф бывает ограничен в выборе подходящей точки съемки. Этому приходится уделять особое внимание. Трудности возникают, во-первых, из-за относительно небольшой и замкнутой площади самого помещения, где часто бывает невозможно отодвинуть аппарат на желательное расстояние; во-вторых, из-за расположения окон, свет из которых подчас падает прямо в объектив, мешают и архитектурные особенности интерьера.

Все это заставляет фотографа тщательно обдумать не только выбор точки съемки, но и решить, каким объективом воспользоваться, с тем чтобы в кадр попала наиболее характерная часть интерьера. Во всех случаях интерьерной съемки фотограф сталкивается с необходимостью изображения объемов, пространства и фактуры.

Естественно поэтому, что здесь правильное воссоздание перспективы и учет перспективных сокращений на снимке приобретают первостепенное значение. Построение правильной перспективы зависит как раз от выбора точки съемки и фокусного расстояния объектива. Таким образом, мы видим, что, решая эти два вопроса, фотограф определяет и границы кадра, и получаемую перспективу и предопределяет вопросы освещения.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.