Искусство фотографии. На главную

 


Глава IV. Выразительные приёмы

Графичность

Рассматривая фотографические произведения, зрители нередко говорят об их графичности. Что же под этим понимают? В изобразительном искусстве к графике относят прежде всего рисунок, гравюру, цветной рисунок и цветную гравюру, плакат и др. Мы будем придерживаться той точки зрения, которая наиболее распространена и применима в фотографии, а именно когда свободный и условный графический язык позволяет выражать впечатление от предметов при минимальной предметности самого изображения.

Как пример графики в фотографии рассмотрим снимок Я. Крейцберга «Ночной полет». На Первой фотовыставке прибалтийских республик «Янтарный край» эта работа была отмечена премией. У каждого вида искусства свои условности. В особой условности каждого отдельно взятого произведения искусства и проявляется творческий почерк автора.

В этом снимке автор допускает такую художественную условность: птицы белые, море и небо черные. Этим приемом усиливается выразительность снимка: суровой и величественной запоминается нам Балтика в изображении Крейцберга. Все многообразие жизни, ее многоцветность, многогранность переданы при помощи одноцветного снимка.

Увеличить...

Мир графических изображений по-своему метафоричен, хотя и глубочайшим образом связан с закономерностями зрительного восприятия. Как и на приведенном снимке, силуэтные белые пятна изображают белых чаек и гребни волн, а черный фон — море и небо. Язык графики лаконичен, и зачастую графичное фотоизображение может вызвать большее впечатление у зрителя, чем тот же объект, снятый в иной манере.

Если бы чайки над морем были сняты так, как мы их привыкли видеть, то необычное, яркое впечатление, какое вызывает фотография Крейцберга, было бы наверняка утрачено. При прочих равных условиях произведение графики всегда откровеннее, чем обычная фотография, обнаруживает замысел и волю автора. Графичных фотографий появляется все больше и больше на выставках и в печати.

Не объясняется ли это в некоторой степени тем, что, как пишет Н. Дмитриева «не только простота исполнения, но и своеобразие языка побуждают художника обращаться к графике, когда он хочет изобразительно сформулировать идею». Делакруа в своем «Дневнике» не раз говорит о великой выразительности «первой мысли» художника, запечатленной в легком наброске: «Едва намеченный контур или набросок, проникнутый подлинным чувством, может стоять по своей выразительности на одном уровне с наиболее завершенными произведениями».

С другой стороны, современные объекты фотографирования в век технического прогресса сами являются настолько графичными, что требуют и графического решения фотографическими средствами. Из предварительного рисунка, с одной стороны, и мастерства гравюры, с другой, постепенно складывалось новое искусство — графика. Графический подход к изображению старше живописного, однако графика как самостоятельный вид искусства, самоопределившийся, осознающий свои особые задачи и возможности, принадлежит новому времени и призвана играть очень крупную роль в эпоху книги, машины, напряженного темпа и ритма жизни больших современных городов.

Графичная фотография находит свое место в современности легко и естественно. Мы ценим в фотографической графике ее способность ловить поистине неуловимые мгновения жизни, закрепляя их в быстрых и очень характерных чертах, ее умение показать целое через изображение части, ее экспрессию и способность изобразительно выражать самое существо идеи. Таким образом, мы остановились на графичности фотоизображений, не выходя за рамки живописности, так как графичность можно рассматривать как живописность фотоизображения.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.