Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Фотосъёмка животных

К жанровой фотографии относят и фотосъемку животных. Изображение мира животных, их красоты, привязанности к человеку и преданности ему вызывает у зрителей интерес, симпатию к животным. Фотографии животных вызывают доброе отношение к ним и тем самым играют гуманную роль.

Всякий, кто наблюдал животных, имел с ними дело, кто с добрым вниманием относится к ним, тот знает, как разнообразны и сложны их переживания, как разнообразны их эмоции, как выразительны их чувства радости или огорчения, ласки или обиды, злобы, тоски или самоотверженного чувства материнства.

Некоторая условность допускается, когда говорят о чувствах животного. Человек невольно переводит их на язык собственных чувств, так как может оценить только то, что проходит через его ощущения. Он оценивает и воспринимает все только со своей человеческой точки зрения. Такого рода «очеловечивание» животного проявляется в анималистической фотографии.

В образе животного можно выразить скромность, нежность, трогательность, серьезность и сосредоточенность, настороженность, тоску, радость и страдание, гнев или ярость. Примером прекрасной съемки животных может служить фотография, названная ее автором «Нежность». Фотографируя животных, автор допускает некоторую условность в изображении действительности.

Часто изображение того или иного животного можно рассматривать как, символ определенного характера, олицетворение какого-то чувства, качества, которым наделен человек. Голубь является символом мира. В баснях волк является олицетворением зла, а ягненок — олицетворением доброты. Все это раздвигает горизонты анималистической художественной фотографии, расширяет ее возможности далеко за пределами чисто изобразительных задач.

Лучшие анималистические снимки заставляют подчас задуматься над серьезными вопросами. Жизнь природы исполнена глубокого драматического напряжения в снимке Б. Мейтчака «Мадонна Антарктиды». Природа захватывает фотографа безграничностью своих пространств, их ясной обозримостью. Автор выбирает средний горизонт на уровне стоящего на земле человека, взгляд охватывает обширное пространство — равнину и ледяные горы.

Он выявляет чередование планов, гармоничные соответствия форм линий. Морозный воздух в этом снимке передает суровость окружающей природы, так резко контрастирующей с теплом живых существ на переднем плане. Снимок Б. Мейтчака выходит за рамки простой фиксации факта. Он заставляет задуматься о борьбе за жизнь, которая происходит в природе. Это жизнеутверждающий снимок, и в этом его главное значение.

Фотосъемка животных требует любви к ним, острой наблюдательности и большого труда. Животный мир — очень сложное явление природы. Окраска животных гармонична и богата оттенками всех цветов, формы пластичны, движения упруги и быстры. Но выразительные, интересные фотографии животных сделать трудно. Ведь животное интересно как подвижное существо, быстро меняющее свои позы.

Его нельзя заставить позировать. Поэтому хорошие снимки получаются только тогда, когда фотографу удалось уловить и снять животное в наиболее благоприятный момент, который может уже не повториться. Диких зверей и птиц часто снимают телеобъективом, так как с близкого расстояния это сделать не всегда удается. Телеобъектив позволяет получить снимки крупным планом.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.